Прощай 2017-й: выставка из Турина и театр «Фарсы»

27 Дек
12

С 16 июня 2017 года в Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка, организованная Государственным Эрмитажем и Египетским музеем в Турине (10 января 2018 года туринцы заберут всё обратно). «Приехала» не слишком большая, с лёгкостью разместившаяся в одном зале с галереей, экспозиция древнеегипетских артефактов. Но для музея, чья египтологическая коллекция умещается в одном зале, это – несомненно, немало! Не стану рассуждать об этой выставке (лучше не слушать или читать, а смотреть, что возможно по 10 января 2018 года. Если же очень хочется послушать, то кое-что рассказывает куратор выставки Андрей Олегович Большаков). Но выражу некоторое удивление по поводу… древнеегипетской экспозиции. Туринская экспозиция дополнена большущим монитором на котором демонстрируется фильм-компьютерное моделирование гробницы Нифертари. И вот вопрос: если ещё до входа в «древнеегипетский» зал с постоянной экспозицией стоят множество дорогущих и пустующих (не слишком используемых) компьютеров для ознакомления с некоторыми мультимедийными презентациями, почему необходимо ждать приезд подобных фильмом-моделирований гробниц из Турина? Неужели невозможно выделить пару из тех компьютеров и демонстрировать подобные фильмы в (увы) единственном зале с египтологической коллекцией!?

Что же до общего впечатления от экспозиции, то оно в целом хорошее. Пять привезённых статуй Сехмет производят впечатление на фоне единственной статуи Сехмет, именно её [вероятно] и вывез из Египта Авраам Норов в XIX веке. Папирусы, саркофаги, фрагменты стен, деревянные, фаянсовые и каменные скульптуры – всё интересно, особенно на фоне скромной коллекции Эрмитажа. К тому же в галерее, помимо саркофагов, выставлены макеты нескольких храмов. В местечке эль-Хилла расположен некий храм, где я ещё не бывал, чей макет также представлен. Впрочем, рядом расположена «Модельхрам из эль-Хилла храма в Северной Тафе». Эта модель очень уж похожа на храм, который в 1960-х годах был передан в город Лейден, что в Нидерландах, как благодарность за помощь в сохранении египетских древностей, которые могли пострадать в связи с затоплением водохранилища Насер. Так что и тот храм из эль-Хилла вполне может быть куда-нибудь перенесён (информации об этом храме я пока не нашёл). В общем, ознакомиться с Туринской экспозицией конечно полезно!

Затем я прогулялся-осмотрел и прочие выставки Эрмитажа. Давно не был в Зимнем дворце и сделал это с удовольствием. Но кое-что меня смутило. Ассоциация такая: некогда сын Владимира Набокова приезжал в Россию. Естественно, посетил Рождествено. Приехал посмотреть усадьбу, от которой его отец вынужден был отказаться. Ещё Владимир Набоков отказался и от печальной участи аристократа, оставшегося в советской России, где стала бесноваться чернь – эмигрировал. Большевики устроили в усадьбе сначала общежитие техникума, школу, затем музей колхоза имени Ленина и, наконец, музей В. В. Набокова. И более чем через полвека после грабежа, прогуливаясь по своей усадьбе (вступивший во владение в 1916 году В. В. Набоков к моменту посещения усадьбы Д. В. Набоковым уже умер, и собственность перешла к его наследнику Д. В. Набоков) с весьма недовольным видом, Д. В. Набоков услышал (и все кто видел эту запись также услышали) «предложение» «угоститься чаем». Д. В. Набоков хозяйски высокомерно проигнорировал «предложение» наследницы грабителей, которая, очевидно, не прониклась абсурдностью ситуации: находясь в разграбленной усадьбе, она предлагает чай ограбленному хозяину, который её должен считать как минимум представителем следующего поколения воров, наследницей большевистской грабительской черни.

Так вот, весь первый этаж Эрмитажа завешан красными флагами!? На парадной лестнице – гротескное изображение красных звёзд и рабочего с молотом, метящего этим молотом в ближайшую скульптуру. Большие цифры: «1917». Потом несколько залов, где портреты Романовых всех возрастов развешаны вперемешку с портретами Ленина, различных уголовников и черни, которые разграбили дворец в том самом 1917!? В этом контексте должен впечатлить зал, где центральная надпись гласит: «Зимний дворец после штурма», а в пояснении написано, что рабочие и солдаты после изгнания Временного правительства ворвались водворец и искали золото, портили картины и прочее. Для наглядности фоном помешены фотографии этого «после изгнания, после штурма» и повешены рамы без картин. Как мне видится, только в России (всё ещё управляемой чернью) могут устроить в Зимнем дворце выставку портретов уголовников, которые ломали и грабили Зимний дворец и предложить ограбленному попить чаю из отнятой чашки!

Потом я ещё раз осмотрел египетские экспозиции и задумался, что в «учебный театр на Моховой» я всё же в этом году не успею. Тем, кто всё же соберётся в этот театр, рекомендую не пренебрегать акцией предлагаемой администрацией театра. А закончу я эту заметку ссылкой на любимейший спектакль театра Фарсы, где играл Сергей Бызгу, теперь имеющий свой курс в учебном театре на Моховой. Спектакль Фантазии или Шесть персонажей в ожидании ветра (Санкт-Петербургский театр «Фарсы») можно посмотреть целиком, ссылка же дана на одну из известнейших сцен, где герой Сергея Бызгу во главе пирамиды оркестра.

12 thoughts on “Прощай 2017-й: выставка из Турина и театр «Фарсы»”

  1. А мне понравилась выставка “1917”, вернее, не понравилась, скорее, ошеломила. образ “взрыва” всего и вся передан удачно. Да , исчезло пространство парадного зала, вообще не ясно, где очерчены границы зала и куда он девался, но на мой взгляд, это и есть характеристика тех событий.
    Египетская выставка хороша умиротворённостью, ощущением вечности. конечно прелестны кисы, с достоинством, как им и подобает сидящие вряд.

    1. Я бы сказал, что «характеристика тех событий» неполная – надо было ещё поставить аудиозапись мата солдатни и матросни, а «исчезать» должно было не «пространство парадного зала» а убранство дворца и всяческие предметы. Погром и разбитые стёкла – это характеристика тех событий. Признак дурного вкуса – имевшую место в истории дырку в потолке не заделывать, а ещё и кичиться этим, вывешивать портреты Геростратов, и предлагать ограбленному пить чай из отнятой у него чашки!

      1. насчёт аудиозаписи – идея хорошая. с остальным не согласна: “дырки” давно заделали!

  2. Немного раньше, чем в Зимний ворвались “потоки черни”, там похозяйничали его “защитники” – господа юнкера, по своей культуре на том историческом отрезке времени ненамного отличавшиеся от упомянутой выше группы “товарищей”, начавшие по сути разграбление и порчу дворца, о чем свидетельствуют фотографии тогдашнего директора. Лиха беда -начало!

    1. Интересно, я этого не знал. И фотографий не видел. И что значит “тогдашнего директора”? Там вроде Временное правительство размещалось!?

      1. нет , тогда уже была дирекция Эрмитажа. Сейчас вспомню . Он очень много сделал , спасая музей от грабежа . Ведь грабили жилые комнаты ,а фото можно найти.

  3. посмотрите в документах о работе Эрмитажа до 1918 года . Директор- граф Толстой, огромное количество посетителей , экскурсий, начало эвакуации экспонатов.

      1. А, ясно, Врангель был хранителем
        В 1906 г. Барон Н.Н.Врангель был принят в штат Императорского Эрмитажа. Известный библиофил В.Адарюков вспоминал: “Имена некоторых хранителей пользовались почтенной известностью – как исключительных знатоков, зарекомендовавших себя рядом ученых трудов; в числе таковых надлежит назвать: Я.И.Смирнова, фон Ленца, Маркова и в особенности Н.Н.Врангеля…[который] несмотря на свои молодые сравнительно годы, владел огромными знаниями, большим художественным вкусом и исключительной зрительной памятью; увидев раз какую-нибудь картину, он совершенно точно запоминал ее раз навсегда. Я помню, что одно лицо купило в Лондоне за значительную сумму портрет Петра I, якобы написанный с натуры во время его пребывания за границей. Когда портрет прибыл, многие собрались его посмотреть, все восторгались, и последним пришел Н.Н.Врангель; едва взглянув на портрет, он сказал: “Копия, оригинал в Гатчине”. Все были поражены, но на проверке оказалось, что Н.Н.Врангель был прав”.

        1. 863 по 1878 — Гедеонов, Степан Александрович
          с 1879 по 1888 — Васильчиков, Александр Алексеевич
          с 1888 по 1899 — Трубецкой, Сергей Никитич
          с 1899 по 1909 — Всеволожский, Иван Александрович
          с 1909 по 1918 — Толстой, Дмитрий Иванович
          с 1918 по 1927 — Тройницкий, Сергей Николаевич

      2. Я конечно не вчитывался в «Воспоминания графа Д. И. Толстого», но о юнкерах он пишет именно как о защитниках: «У Дворца, штабов и других казенных зданий караул несли юнкера — солдатам правительство не доверяло, матросов боялось». О разграблении юнкерами он ничего не пишет, хотя описывает много дней с февраля по октябрь. Пишет, что 24-го в 9 часов вечера старый караул [то есть юнкера] сдался и был обезоружен. А описывая следующие дни – 25-е, он сообщает, что «идет грабеж — толпа проникла в помещение через Романовскую галерею и внутреннюю лестницу из Зимнего Дворца, разбила шкафы, комоды, сундуки, столы и тащит, что может с 6 часов». Так что чтобы юнкера «ненамного отличались от упомянутой выше группы товарищей» я не нашел!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Написать письмо Фёдору...