Некрополь в Бени Хасан

11 Ноя
0

Когда вспоминают о древнеегипетских некрополях, в первую очередь (если исключить египетские пирамиды) вспоминают о некрополях древних Фив: Долине царей, Долине цариц, и реже — Долине знати. Между тем, в Египте множество некрополей, которые получили меньшую известность, но при этом представляют большую ценность для историков. Таким некрополем является некрополь в Бени Хасан. Ном, где находятся эти гробницы, позднее был назван Антилопьим номом. Число известных гробниц в Бени Хасан сопоставимо с числом гробниц в фиванских некрополях Нового царства: Долине царей и Долине цариц вместе взятых. Но создан этот некрополь значительно раньше. Есть гробницы созданные в период Древнего царства. Купив билет, путешественник осмотрит захоронения, созданные, в основном, в период Среднего царства.

Среднее царство — около трёх веков «зажатых» между двумя периодами раздробленности. Первое падение единства древнеегипетского царства (первый переходный период) случился после правления царицы Нитокрис (XXII век до н.э.) — первой женщины правительницы Египта. Второй переходный период начался с правления царицы Нефрусебек (XVIII век до н.э.). Вероятно, и три века правления фараонов Среднего царства, номархи пользовались некоторой самостоятельностью. Хотя формальное единство и подчинение фараону было: фараон даже мог разделять владения правителей номов на части. Например, фараон Аменемхет I, дабы ослабить влияние правителя Антилопьего нома, разделил владения умершего номарха Хнумхотепа I между его преемниками так, чтобы в управлении одного правителя не сосредотачивалось слишком много власти и территорий. Эти сведения, впрочем, могут вызвать множество вопросов, и более вероятно, что вернее говорить не о разделе полномочий, а о восстановлении положения до назначения Хнумхотепа — приятеля фараона, который даже носил титул “настоящий приятель царя”. По всей видимости, Аменемхет I, только ставший фараоном, предоставлял должности своим друзьям, а после смерти друга, когда власть в номе перешла, вероятно, к представителям другой семьи, так как новым правителем стал хоть и лояльный человек, но не близкий друг, восстановил статус-кво. Эта версия, впрочем, также не лишена противоречий. Известно, что Хнумхотеп был родом не из Антилопьего нома, а с Элефантины. Неясно, что заставило Аменемхета разделять полномочия, а не назначить номархом вновь своего приятеля.

Вдоль луксорских гор есть множество гробниц разных периодов. Все эти гробницы можно обобщённо назвать Долиной знати. Те гробницы знати, которые появились до поры Нового царства, во многом схожи с гробницами в Бени Хасан. Во-первых, не столь «воинственные рисунки» — поскольку гробницы принадлежали не воинствующим фараонам. Рисунки там чаще мирные и касающиеся быта не империи, но небольшого царства-нома. Древнеегипетская знать для росписей в своих гробницах отдавала предпочтение другим темам, нежели цари и царицы периода Нового царства. Так же как и в Долине знати, при расписывании гробниц в Бени Хасан предпочтение отдавалось не описанию загробной жизни, а изображению земной жизни. Вместе с тем, хоть красота и разнообразие росписей в таких гробницах впечатляет (и там, и там), некоторые темы затронуты и раскрыты только в гробницах в Бени Хасан.

Если сравнивать эти росписи с росписями в прочих гробницах, легко заметить, что в гробницах Бени Хасан есть уникальные росписи: например, сцены спортивных соревнований. Встречаются сцены сельских работ, охоты, рыбной ловли. Об уникальности стоит говорить очень осторожно, так как некоторые темы всё же затрагивались при росписи мастаб знати Древнего царства. Но вблизи Фив в гробницах фараонов орнаменты и рисунки всё же другие. Самые известные рисунки из гробниц в Бени Хасан: кормление антилоп из гробницы Хнумхотепа III и игра в мяч из гробницы номарха Бакета III. Конечно, встречаются и сцены из загробной жизни.

В эпоху Нового царства правители вынуждены обратить свой взор за пределы не только своего нома, но и за пределы всего Египта, куда они стали часто совершать военные походы. Милитаризация отразилась и на политическом строе Египта, что, в общем-то, выявляет общие черты в развитии всех народов. В историографии можно встретить составной термин, подчёркивающий милитаристический уклон развития нации: «военная демократия», «военная олигархия» — такой милитаристический период начался в Древнем Египте с нашествия гиксосов.

До прихода с палестинских земель завоевателей гиксосов, египетская армия не имела колесниц. Появление в Египте колесниц находит своё отражение в росписях гробниц. Интересен сам по себе переход к описанию более масштабных происшествий, когда вместо спортивных соревнований изображаются бои. Также это свидетельствует и об изменении обстановки: войны, конечно, были и до нашествия гиксосов, но не такого масштаба, как войны второго периода раздробленности и последующие.

Вторым существенным отличием от более известных гробниц знати Нового царства можно назвать иное отношение к ритуалам и памяти об усопших, из-за чего — иной подход к созданию и планировке гробницы. Гробницы фараонов Нового царства (в том числе, в фиванских горах) после погребения закрывались, там не было помещения для живых. Не предполагалось, что кто-либо после захоронения проникнет в какое-либо помещение гробницы. Поэтому саркофаг находился в легкодоступном (до закрытия гробницы) месте. Поскольку в гробнице всё предназначалось только для умершего, погребальная комната находилась в конце основного коридора.

Тогда как, в древнейших мастабах и в более ранних скальных гробницах помимо камеры с саркофагом, имелись и помещения для живых. Чаще всего молельня размещалась в наземной части, и родственники усопшего могли там совершать необходимые ритуалы. Конструктивно — это второе отличие от гробниц Нового царства заключалось в том, что вход в молельню при гробнице не скрыт от глаз. А проход в погребальную комнату сделан так же, как делали в древних мастабах: проход туда выполнен в виде глубокой вертикальной шахты, куда, естественно, никто не допускался. Поскольку предполагалось совершать ритуалы в первом зале гробницы, многие гробницы в Бени Хасан имеют внешние портики.

В этих горах были и царские гробницы. Древние египтяне часто строили себе гробницы для вечной жизни недалеко от своего прижизненного дома. Эхнатон, построивший свою солнечную столицу приблизительно в 40 километрах от некрополя Среднего царства, отстроил в этих горах гробницы себе и своим родственникам. Солнечная столица Эхнатона была населена около 20 лет и после смерти Эхнатона и его преемника была покинута. После возвращения правящей семьи в Фивы тело Эхнатона было перезахоронено, возможно, где-то в Долине царей (мумия Эхнатона до сих пор точно не идентифицирована). Некогда разрушенный саркофаг Эхнатона из гор Ахетатона теперь восстановлен, и перевезён в египетский музей в Каире.

Гробницы в Бени Хасан отличаются от гробниц Долины царей и Долины цариц в Фивах: непохожая (на Фиванскую) планировка и уникальные росписи. Здесь же (в Бени Хасан) находится храм реставрированный царицей Хатшепсут. Полагаю, путешественникам не стоит пренебрегать Бени Хасан и осмотреть и гробницы, и храм.

© Плакунов Ф. М., 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Написать письмо Фёдору...