Новая Калабша:
храм Мандулиса, «павильон» Кертасси…

11 Мар
4

Теперь, после выхода Нила из берегов и затопления водами некогда прибрежных территорий (в связи со строительством Высотной дамбы), не ясно, насколько остров был удобен для построек в древности. Очевидно, что остров достаточно большой, чтобы построить на нём форт. Но как выглядел этот мыс и использовался ли в древности — неизвестно. Нельзя и точно сказать, была ли эта территория островом. Возможно, этот мыс был соединён с берегом, и, как и другие прибрежные территории, превращался в остров лишь в пору разлива Нила. Или вовсе эта территория не была прибрежной.

Ещё до окончания строительства «новой» Высотной дамбы скалистая территория южнее строительства превратилась в огромное водохранилище, заполненное водами Нила, не пропускаемыми на север. И ещё до окончания строительства стало ясно, что многие Нубийские памятники будут затоплены. Из-за создания преграды уровень воды в образовавшемся водохранилище столь высок, что стало возможно проектировать новые полноводные каналы для увеличения сельскохозяйственных земель: расширяясь на запад, водохранилище Насер снабдило водой низменность Тошка, где теперь образовались озёра. Именно в низменности Тошка стали строить каналы, ставшие частью проекта «Новая Долина».

Предвидя гибель большинства памятников древней Нубии, правительство Египта и Судана обратились в Юнеско с просьбой о спасении древних памятников: «По просьбе Египта и Судана ЮНЕСКО приступила к кампании по защите этого ценнейшего культурного наследия. Нубийская кампания продлилась с 1960 по 1980 год и вошла в историю как одна из самых масштабных в своем роде». В результате Нубийской кампании ЮНЕСКО на остров, расположенный недалеко от Высотной дамбы, были перенесены несколько древних построек. Остров Новая Калабша назван так по месту размещения (до строительства Высотной дамбы) самого большого перемещённого на остров храма — храма Мандулиса. Помимо храма Мандулиса на острове, ставшим музеем под открытым небом, теперь можно осмотреть «павильон» (или «киоск») Кертасси, нескальные части двух храмов и храм Бейт-эль-Вали (в том числе скальную часть), а также множество интереснейших фрагментов со скальными росписями.

Храм Мандулиса, размещался в Bab al-Kalabsha (Gate of Kalabsha), где в древности был город Талмис. Мандулис — нубийский бог солнца, которого изображали как сокола, и поэтому Древние Египтяне отождествляли с Хором. Талмис, откуда был перевезён храм Мандулиса, был немаленьким селением, и там, конечно же, всегда были культовые здания. В источниках можно прочитать, что этот храм был построен на месте храма, построенного Аменхотепом Вторым в XV веке до н. э. и более позднего храма, построенного Птолемеем Девятым. Постройка действительно прекрасно сохранилась, но, хоть и построен храм ещё позже построек острова Филе цвета росписей исчезли. Храм Мандулиса построен, когда Египет окончательно был превращён в провинцию Рима — в пору правления императора Августа. В эпоху раннего христианства храм использовался как церковь.

Определить дату создания «павильона» Кертасси трудно, так как не сохранились надписи с датами. Предполагают, что павильон Кертасси был посвящен Исиде. Хоть Исиде поклонялись, и когда Египет стал римской провинцией, можно встретить сообщения, что постройка создана по приказу последних Птолемеев. Кертасси — селение, находившееся приблизительно в 30 километрах южнее острова Новая Калабша. В древности город назывался Цитсисом или Киртаном.

К сожалению о храмовом комплексе, где находился павильон информацию найти трудно. В памяти сохранилось, что в тех местах были шахты и каменоломни. И Маргарет Мюррей, описывая Кертасси, пишет: «Очевидно, деревня выросла на этом месте, когда в скалах начали разрабатывать песчаниковые каменоломни. Скорее всего, это произошло в начале правления Птолемеев, так как камень для строительства Большого храма Филэ привезен отсюда«. Также Маргарет Мюррей описывает и конструкцию храма (вероятно, что смогла увидеть ещё сама): «Здание умещается на площади всего в двадцать пять квадратных футов и состоит из одного зала или двора, ориентированного с севера на юг и когда-то окруженного четырнадцатью колоннами с ажурными простенками. Эти стены украшены полукруглым фризом и гребнем в виде змей. Из четырнадцати колонн осталось шесть, и на одной стороне сохранился весь антаблемент. На каждом конце двора находится дверь, так что противоположные концы здания равнозначны, и в нем нет святилища. Южная часть разрушена, но на севере по-прежнему стоит невредимая дверь, по обе стороны от нее хаторические колонны. Как обычные капители такого типа, они четырехугольные, хотя сами колонны цилиндрические, и голова Хатор с коровьими ушами и головным убором в виде пилона изображена на всех четырех сторонах капители. По каменной кладке видно, что двери, как это принято в Египте, были двустворчатыми и открывались внутрь; до сих пор сохранились отверстия в камне для шкворней и других металлических креплений«. Откровенно говоря, мне трудно представить весь ансамбль по описанию Мюррей, хотя, скорее всего, она описывала именно эти шесть колонн, которые теперь размещены слева от храма Мандулиса.

О храме Герф-Гуссейн, посвящённому Птаху, впервые я прочитал в книге Авраама Норова. Описывая его, он был немногословен: «Насупротив, на западном берегу, находится местечко четырех шейхов, иначе Герф, или Гирше-Гуссейн. Я говорю «местечко» потому, что тут видны четыре купола над гробницами шейхов, обнесенные земляною стеною, и потому, что нагота нубийцев несколько прикрыта. В скалах, господствующих над этим местом, виден вход в обширную пещеру, украшенную портиком. Там скрывается горный храм глубочайшей древности. Смотря в зрительную трубу с Нила, вы увидите в густом мраке, как привидения, колоссальные облики статуй». Интересно, что Уорен Бадж пишет об этом храме тоже немного и ещё более зло: «В Герф-Хусейне, расположенном на западном берегу реки, в 651 миле от Каира, находятся остатки высеченного в скале храма, построенного при Рамсесе II в честь Птаха, Хатхор и Анукет, работа неискусная и практически не представляет интереса. Сама деревня обозначает древнее поселение Тутзис». Подробное описание храма даёт Маргарет Мюррей. Здесь я приведу только два вводных абзаца её описания, касающихся истории: «Храм Герф-Хусейн находится на западном берегу Нила, часть его высечена в скале, часть построена. Это один из множества храмов, которыми Рамсес II украсил Нубию; часто утверждают, что это всего лишь бледная и неудачная копия большого скального храма Абу-Симбел. К сожалению, точное время основания обоих храмов неизвестно, так что невозможно со всей уверенностью утверждать, является ли Герф-Хусейн копией, прототипом или независимым строением. Но если сравнить планы обоих храмов, становится ясным, что внешний вид храма Герф-Хусейн не соответствует Абу-Симбелу, что же касается внутреннего убранства обоих храмов, то они схожи только осирическими колоннами фараона — основателя обоих храмов». Второй абзац касается того, что можно было увидеть снаружи: «Пилон, который когда-то находился при входе в храм Герф-Хусейн, видели многие путешественники начала XIX века и оставили его описания. Теперь он полностью разрушен, вероятно, ежегодные наводнения подрыли его фундамент. Вместе с ним исчезла аллея сфинксов и четыре статуи, стоявшие у пилона, которые видны на плане Франца Гау». Маргарет Мюррей, судя по всему, побывала в Египте позже Уорена Баджа и уж точно — позже Авраама Норова и Франца Гау. Поэтому не совсем ясно отчего они столь безынтересно восприняли Герф-Хусейн. Даже если опираться на рассказ Мюррей, можно предположить, что нескальная часть менее интересна, чем скальная. Скальная часть теперь затоплена, но и нескальная часть храма очень любопытна. Так что осмотр руин храма Герф-Хусейн, оставил у меня вопрос: «как Норов или Бадж просмотрели этот храм».

Прямо за храмом Мандулиса (чуть-чуть южнее его центральной оси) размещаются некие руины, которые когда-то очевидно были построены как нескальная часть святилища, аналогично расположенной рядом нескальной части храма Герф-Гуссейн. Странным образом сведения о том, что это за руины, найти трудно. Авторы, описывающие древние храмы, расположенные теперь на острове Новая Калабша, игнорируют и колонны, и скальную часть этой загадочной постройки. Опираясь на редкие скромные сведения, с которыми удалось ознакомиться, предположу: храмовый комплекс Мандулиса был немаленьким и многие постройки этого храмового комплекса были перемещены вместе с храмом Мандулиса. Были и постройки, которые по каким-то соображениям переместили не на остров Новая Калабша а севернее на остров Элефантина (один из небольших храмов, который виден, если проплываешь мимо Элефантины — храм, построенный в древности рядом с храмом Мандулиса). Также и эти загадочные колонны некогда стояли рядом с храмом Мандулиса, как нескальная часть святилища очень древнего нубийского бога с именем Дедун. Упоминания этого бога есть в Текстах пирамид. Вероятнее всего египтяне включали этого нубийского бога в пантеон именно как бога нубийцев, так как севернее Нубии, собственно в Египте, следов культа Дедуна не обнаружено. Получается, что Дедун — древний бог, которому поклонялись как богу-творцу только жители поселений, расположенных между первым и четвёртым порогами. После египетского завоевания в Среднее царство, Дедун стал покровителем умерших нубийских правителей. И уже позже Дедуна стали отождествлять с Амоном. Чтобы писать подробнее о культе и храме, стоит внимательнее изучить тему — так что пока на этом и закончу. Здесь лишь замечу, что форма — архитектура колонн, кажется, также свидетельствуют о том, что постройка создана не раньше рубежа эпох (не раньше заката царства Птолемеев).

Когда я осматривал остров, он оказался безлюдным. В конце концов, я обнаружил музейного работника, который, хоть и был удивлён посетителем, телефонный разговор не прервал и так и остался, забившись в угол с рукой у уха. Поэтому по острову я гулял без пояснений, куда стоит заглянуть. Несмотря на это, если ходить всюду, куда ведут дорожки — не осмотреть что-либо трудно. Важно не довольствоваться храмом Мандулиса и ближайшим его окружением. Одна из дорожек ведёт на холм. Эта дорожка к скальному храму Бейт-эль-Вали, построенному по приказу Рамсеса II Великого. Здесь оценки египтологов различаются только в степени: «невероятно красивые, прекрасно выполненные рельефы», или: «Уилкинсон утверждает, что после Абу-Симбела храм Бет-эль-Вали является самым интересным памятником Нубии». И Маргарет Мюррей, и Уорен Бадж дают развёрнутые восхищённые описания храма и рельефов в нём.

Рамсес посвятил храм Амону-Ра (богу солнца, покровителю Фив), Ра-Хоратхари (по-простому можно перевести как «Ра который Хор»), Хнуму (древнеегипетскому богу-творцу, слепившему человека из глины на гончарном диске) и Анукет (богине «двигающей» (потоки Нила), покровительнице первого порога Нила, разливов Нила, Асуана и острова Элефантина). При этом в храме нет скульптурных изображений четырёх богов (или пяти, с учётом того, что царь часто изображается вместе с богами — «Видно, что царь близок многим богам и богиням, которые относятся к нему как к равному». Здесь и далее без подписи приводятся цитаты Маргарет Мюррей).

В храме композиции только из трёх скульптур. Сохранились только две скульптурные группы, в которых Рамсес — между двумя богами. Центральная композиция в святилище сейчас разрушена. Росписи также посвящены царю Рамсесу. Он изображён: поражающим врагов, получающим подношения нубийцев, приносящим жертву Хору, стоящим в обществе богов. На приведённой фотографии, где сфотографированы цветные росписи на фоне выхода из храма (справа), Хнум не поместился — он левее, в центре фотографии изображён Рамсес и Анукет. Исиду часто изображали кормящей грудью царя, в Бет-эль-Вали есть такое изображение с участием богини Анукет. «В двух сценах царь убивает жертв, в одной негра, в другой ливийца. Несомненно, что эти сцены изображают действительные человеческие жертвоприношения, подобные тем, которые изобразил в Амаде Аменхотеп II, но Рамсес II, хотя и принимал образ великого и доблестного воина, по-видимому, не был излишне жесток». При просмотре изображений царя с какой-нибудь богиней могут возникнуть вопрос: не начали ли строить этот храм, когда ещё Рамсес был ребёнком — рядом с Изидой и Анукет царь изображён юным. (Таких же сведений, как и о храме в Абу Симбел, что храм там начал строить ещё отец Рамсеса Сети, я не нашёл).

Отмечу и рельефы во дворе храма (Краски там не сохранились, солнце светило ярко и орнаменты на фото не видны. Так что эти фото не размещаю). Несмотря на то, что краски не сохранились, рельефы интересные: «На них — сцены, изображающие сражения Рамсеса с нубийцами: на одной из них фараон на своей колеснице поражает врагов; на других нубийцы в ужасе бегут от него и, наконец, сцена выплаты «дани» фараону наместником нубийского царя». Как и многие древние храмы, храм Бейт-эль-Вали использовался христианами: «Христиане использовали этот храм, отдав две камеры под часовни и построив во дворе кирпичную церковь. От этих построек почти не осталось следов, однако разрушенные «идолища» до сих пор свидетельствуют о благочестивом пыле новообращенных». В Египте я видел уже множество древних храмов, но орнаменты в этом храме произвели на меня большое сказочное впечатление. Так что дорожкой, ведущей на холм, ни в коем случае нельзя пренебрегать (и вид от храма Бейт-эль-Вали на храм Мандулиса хорош).

Прогулка по острову Новая Калабша несколько изменила моё отношение к древним артефактам. Я конечно рад, что осмотрел храм Мандулиса, но вместе с тем, таким образом расположенные вместе храмовые экспонаты позволяют быстрое их сравнение, при котором самая большая постройка острова — храм Мандулиса, вовсе не выглядит наиболее интересным экспонатом.

И помимо заслуживающих внимание других древних храмов, интерес «вдруг» представляют размещённые то тут, то там фрагменты — каменные осколки с орнаментами и рисунками. (Причём, судя по технике исполнения некоторые рисунки сделаны в додинастический период). В результате больше эмоций и впечатлений я получил, осмотрев «неосновные экспонаты» остова-музея Новая Калабша

© Плакунов Ф. М., 2019

4 thoughts on “Новая Калабша:
храм Мандулиса, «павильон» Кертасси…”

  1. Во всей истории с о строительством плотин в Египте меня поражает то , с каким вниманием отнеслось тогдашнее руководство Египта к вопросу сохранения культурного наследия величайшей и древнейшей мировой цивилизации . Эти работы по масштабности соизмеримы с постройками пирамид . Безусловно ,здесь участвовал не один Египет , подключены многие страны , применены новейшие технологии . Принял участие и СССР. Сам «Остров музеев » — абсолютно уникален . И тем более обидно мне , что наше русское национальное наследие так безжалостно уничтожается и по сей день . Взгляните на одинокую колокольню посреди реки Волги и перечтите эти записки об островном комплексе Калабши ! Уловите разницу!

    1. Ох, да что далеко ходить… в 90 е годы я много путешествовала по Лен. области. признаться, я стала себя подозревать в «ведьминстве»: куда -то приезжаю, вижу красивое старое деревянное строение…(бывает, забудешь фотоаппарат..), приезжаешь второй раз — его уже нет: пожар. Проезжаешь это место в третий раз — это место заросло борщевиком, выше человеческого роста.Так было в Дружной горке. Там был сказочный терем — правление завода 19 века.

    2. Да, касательно внимания… правительство Египта тогда поступило хорошо! Но, думаю, что всё же это была ответная реакция. В общем то так и считается: международная кампания по спасению от затопления поднимающимися водами Нила, инициированна ЮНЕСКО в 1960-1980 гг. Обычно рассказывают о масштабности работ в контексте храмов Абу-Симбел, а я как-то видел фильм рассказывающий именно о переносе храма Мандулиса, то есть, рассказывающий о создании музея на этом острове. Что-то никак не могу найти его. Если найду, встрою ссылку в статью.

  2. Ах, боже мой, сколько там всего! я чувствую, жизни не хватит. Даже перечитывать эту статью надо снова и снова…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Написать письмо Фёдору...