Я воздвиг там мой царский дворец…
Памятники ассирийского искусства…

13 Фев
2

Как-то так повелось, что последние годы в Эрмитаже я бываю только, когда приезжает какая-нибудь зарубежная выс­тавка. И всё чаще меня интересуют выставки чего-нибудь древнего. Также и теперь, я отправился в «главный пе­тер­бургский музей», так как приехала выс­тавка: “«Я воздвиг там мой царский дво­рец…». Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея”.

Выставка проходит в той же зале, что и туринская выставка пару лет назад (точнее: в Манеже Малого Эрмитажа). И хоть, я и существенно меньше знаком с ассирийским искусством (по сравнению с — древне­египетским), выставка в целом… мне не понравилась. Что же до «поподробнее», то и рассказать… не то чтобы почти нечего, но… маловато. В общем, огорчают меня российские музеи и потенциально хорошие выставки!

Преамбула такова: «10 декабря 2019 года в Манеже Малого Эрмитажа открывается первая в истории России выставка искусства древней Ассирии — ”Я воздвиг там мой царский дворец”, организованная Государственным Эрмитажем и Британским музеем, обладающим лучшей в мире коллекцией ассирийского искусства».

О прошедшей в 2017 году выставке «Нефертари и Долина цариц. Из коллекции Египетского музея в Турине» я писал: “«Приехала» не слишком большая, с лёгкостью разместившаяся в одном зале с галереей, экспозиция древнеегипетских артефактов. Но для музея, чья египто­логическая коллекция умещается в одном зале, это — несомненно, немало!”. Экспо­наты той выставки, помимо самого зала Манежа, размещались и на галерее, читай: на втором этаже Манежа. И размещены они были потеснее.

Нынешняя выставка… как бы это сказать… более скромная! Для галереи экспонатов не привезли, и поэтому пустующий «второй этаж Манежа» был недоступен для посетителей. А сам зал был… более чем свободен (часть зала вовсе была пустой).

Кто-то скажет: «хорошо, что приезжают хоть такие выставки». Но, мне всё равно это видится странным (хотя бы для XXI века!) Это я в том смысле, что ныне (по крайней мере, пока) границы открыты, и есть возможность в полной мере ознакомиться с иностранными кол­лек­циями (прямо на месте). Опять же, кто-то добавит: «так здесь — и уезжать не нужно». Я же на это скажу, что это как дразнить: мы покажем не кинофильм, а только его первые пятнадцать секунд.

Вместе с тем, конечно обильные европейские коллекции высвечивают другую тему: это сколько же нужно было навывозить, что повсюду в Европе теперь есть великолепные коллекции предметов древнего искусства, изъятых из стран пло­дородного полумесяца! Вдруг ненайденные они дождались бы поры, когда потомки ассирийцев всё же смогли бы заняться ар­хеологией?! И «ворота Иштар» демонстри­ро­вались не в Берлине, а на родине.

К слову: фотографии здесь приведены, в том числе, для демонстрации велико­лепия европейских коллекций. Так что, для знакомства с ассирийским или вавилонским искусством ехать следует, хотя бы в Берлин. Но если кому-то всё же «скромный подвоз» «пятнадцати секунд» по нраву, то так тому и быть!

А вот о том, что что-то плохо в эрмитажном королевстве с мультиме­дийной составляющей, я писал и два года тому назад. Точнее я тогда посетовал: «Туринская экспозиция дополнена большущим монитором, на котором демонстрируется фильм-компьютерное моделирование гробницы Нифертари. И вот вопрос: если ещё до входа в «древнеегипетский» зал с постоянной экспозицией стоят множество дорогущих и пустующих (не слишком используемых) компьютеров для ознакомления с некоторыми мультимедийными презентациями, почему необходимо ждать приезд подобных фильмом-моделирований гробниц из Турина?«.

Сейчас выставка также сопровождена фильмом, но сделанным сотрудниками Эрмитажа. «Большущий монитор» составлен из шестнадцати меньших. (Вряд ли кто-то из техников Эрмитажа читал вышеозначенную заметку, и вероятно это те же мониторы, что и два года назад, но, если кто-то дал схожий совет, то, жаль, что там не сообщили, что составляя большой монитор из меньших, всё же настраивать оборудование нужно!)

Фильм, который демонстировали в этот раз, также неплохой. Но, двенадцать мониторов дурно синхронизированы и по-разному настроены. В общем: один монитор посередине по сравнению с другими светил заметно ярче, а при обзоре крупных планов «асинхрон» был весьма заметен. Как так получается в российских музеях?!

Выставка скромная. Хоть фильм посмотреть! Но, ассирийский царь еще не добрался до конца одного экрана, а уже появился на соседнем?! Увеличивающийся круг, добравшись до некоторых экранов, ломался и утрачивал свою округлость, так как фрагмент на том экране увеличивался быстрее. Думаю, всё это добавило неприятных впечатлений.

И несколько слов «о своём»)) В Междуречье цивилизация появилась раньше, даже если сравнивать с Древним Египтом! А здесь вырван кусочек, где самая ранняя дата — это конец второго тысячелетия до н. э., а, в основном речь идёт о первом тысячелетии до н. э.. Думаю совсем неподготовленного зрителя этот кусочек, эти «пятнадцать секунд» могут только сбить с толку.

Ну и… вновь вернусь к уже упомянутому: с древнейшими цивилизациями стоит знакомиться или на месте (на древнем месте)), или в европейских музеях. Так что… скромненькую выставку из Британского музея — не рекомендую. Во всяком случае идти только ради неё не стоит.

2 thoughts on “Я воздвиг там мой царский дворец…
Памятники ассирийского искусства…”

  1. Я была рада этой выставке. На фоне оставшихся коллекций, в залах, где складывается впечатление, что со стен сняты часть картин, чтобы провести хоть какую-то сан обработку, сан обработку провести забыли, а картины повесть на место тоже «забыли».Экспозиция, в целом, выглядит «устаревшей. Взбодрилась я только на выставке в Манеже. Меня поразило, что фигуры многочисленных барельефов «читаются», как -то очень легко, «современно, что ли. «Легче», чем египетские. Фильм тоже понравился:шумно, красочно, карту показывают….и на том спасибо! Солнечной Теплотой пронизанные барельефы подвигают к более основательному знакомству с этим периодом человеческой цивилизации.

    1. Согласен: смотря, с чем сравнивать! Я сравнил не с «оставшимися коллекциями», а с берлинской коллекцией, которую осматривал часа четыре… так что, от своего последнего абзаца не отказываюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Написать письмо Фёдору...