Теперь, обнаружив экземпляр, я решил продолжить написание этой брошюрки, возможно, несколько сменив основную идею. Изначально идея была простой: собрать доступные исторические сведения, преимущественно связанные с бонами, находящимися в ходу. Как следует из введения к той давней брошюрке, основной интерес был проявлен к уровню развития полиграфии, а также к дизайну и изображённым на банкнотах портретам и гравюрам, описывающим некоторые важные происшествия в истории Североамериканских штатов.
Брошюра «Краткая история и внешний вид банкнот США» почти полностью вошла в настоящую книгу — первая часть книги посвящена находящимся сейчас в ходу банкнотам. Даны краткие биографические сведения о тех, чьи портреты изображены на банкнотах, представлены исторические сведения о постройках, изображённых на обратной стороне купюр. Существенное отличие первой части книги от старой брошюры состоит в том, что добавлены изображения банкнот обновлённой цветной серии, и упор сделан на историю.
После более глубокого знакомства с историей и изучения изображений многих североамериканских бон, появилась идея соединить историю с бонистикой. Ведь гравюры на североамериканских бонах — прекрасные иллюстрации к исторической книге. Некоторые сведения о жизни общественных деятелей, чьи портреты решили изображать на банкнотах, уже составляют интересный рассказ, так как изображали портреты незаурядных людей. Вместе с тем, на североамериканских бонах гравировали репродукции картин, посвящённых важнейшим историческим происшествиям.
Гравюры и портреты на североамериканских купюрах посвящены знаковым событиям начиная с периода колонизации. Даже при рассмотрении портретов на современных банкнотах, исторический экскурс не должен ограничиваться периодом провозглашения независимости (деятельность четырёх из семи общественных деятелей, чьи портреты помещены на банкнотах, приходится на пору становления новой республики). Так, Эндрю Джексон, чей портрет на современной купюре в 20 долларов, стал президентом спустя полвека после провозглашения независимости, а Авраам Линкольн и Улисс Грант, чьи портреты изображены на современных купюрах в 5 и 50 долларов, стали президентами спустя без малого век после провозглашения независимости. Но сложилось так, что в книге уделено больше внимания именно событиям периода провозглашения независимости и становления новой суверенной нации.
Этот период мне видится особенно интересным, так как многие дела отцов основателей США, например провозглашение правительства, вполне могут быть оценены как удачно реализованные авантюры. В таком контексте уместно рассмотреть и события нереализованного аналогичного предприятия — вторую сецессию южных штатов уже из установленного Союза штатов в шестидесятые годы XIX века. Иллюстрациями к тексту о второй сецессии очевидно должны быть банкноты Конфедерации южных Штатов Америки.
Различные периоды описаны неравномерно. Немного сказано о периоде после гражданской войны. Я исходил из оценки той или иной деятельности, тех или иных общественных деятелей или происшествий соотечественниками (или, точнее, чиновниками Бюро гравировки и печати США, что можно назвать официальной позицией правительства США). Иными словами, это исторический экскурс через призму правительственной позиции. Именно из-за последнего на бонах США не изображали портрет Джона Дикинсона — противника первой сецессии. Но по какой причине на банкнотах федерального правительства США (или федеральной резервной системы США) не изображали портрет Джона Адамса, самого активного в Континентальном конгрессе сторонника объявления независимости, понять трудно. Лишь изредка повествование выходит за принятые рамки, рассказ касается людей, чьи портреты не увековечены на бонах. В первую очередь, это случается, когда суть описываемого происшествия напрямую связана с общественным деятелем, чей портрет так и не появился на банкнотах.
Банкноты свидетельствуют не только о провозглашении суверенного правительства (после провозглашения независимости правительств было 13), но и свидетельствуют об основании кредитного учреждения в масштабах целого континента, что также вполне может быть оценено, как удачно реализованная авантюра. Мне показалось интересным сравнить события, сопутствующие двум реализациям одного проекта: учреждение Национального банка, сначала Робертом Моррисом, а затем и Александром Гамильтоном. Развитие этого предприятия привело к тому, что доллар североамериканских штатов стал важнейшей валютой в истории.
Трудно сказать, где граница между авантюрой (как сомнительным делом) и великим делом и в какой момент сомнительное дело становится великим. И если портрет Александра Гамильтона заслуженно изображают на банкнотах и сейчас (хотя президентом он не был), то отрадно, что Роберта Морриса, первого, кто попытался создать центральный банк для 13 колоний, также увековечивали на североамериканских бонах. При этом оба создателя финансовой системы прославились, в известной степени, авантюризмом (на что в книге обращено внимание).
Джона Адамса, сыгравшего значительнейшую роль в создании новой независимой от метрополии республики, вообще трудно назвать авантюристом или даже идеалистом-мечтателем. А рассматривая некоторые действия Томаса Джефферсона и его взгляды на французскую революцию, его можно характеризовать как идеалиста-мечтателя. Но именно Томас Джефферсон составил основной документ первой сецессии — Декларацию независимости — текст, который можно оценивать как весьма идеалистический. Эта декларация идеала не была принята всеми, и началась война. В этом смысле действия Джона Адамса были далеко не идеалистичны, и именно Джон Адамс, имея более прагматический взгляд, нежели у Джефферсона, возглавил «партию отделения и сопротивления» (Джон Адамс, в отличие от Джефферсона, характеризовал французскую революцию, как крайне радикальную и даже тираническую).
Полковник Вашингтон также трудно ассоциируется с авантюрами — его участие в столь масштабной авантюре вызвано обстоятельствами, располагающими к сотворению великого дела: роль, на которую, как никто другой, подходил именно Джордж Вашингтон. С этим утверждением были согласны не все сослуживцы Вашингтона, едва не состоялось отрешение Вашингтона от должности главнокомандующего. Когда же Вашингтон стал главнокомандующим генералом армии конгресса, его адъютантом стал авантюрист Александр Гамильтон, на действия и предложения которого Вашингтон весьма полагался. Став президентом, Вашингтон даст новую жизнь финансовой авантюре, вначале реализуемой Моррисом, а затем подхваченной Гамильтоном.
Таким образом, это книга не о бонах или деньгах, это историческая иллюстрированная книга, где описание тех или иных событий и их участников не только текстовое, но и графическое. Дело не столько в высокой оценке деятельности того или иного общественного деятеля, сколько в удачном стечении обстоятельств, при котором некоторые события и портреты участников описываемых событий изображены на исторических документах, ставших прекрасным дополнением исторической книги. Американские боны послужили не только иллюстрациями к книге, но и историческими ориентирами, опираясь на которые и выстраивалось повествование. В книге охвачен период с колонизации Североамериканского континента до начала XX века. Вудро Вильсон, чей портрет изображён на боне самого большого номинала, ставший президентом в первой четверти XX столетия, последний, кого здесь коснулось описание.
Ещё в тексте введения брошюры, ставшей отправной точкой написания книги, отмечен интерес к обсуждению размещения нового поррета. В начале XXI века можно было найти размышления о необходимости гравировать на банкнотах США портрет общественного деятеля, чья высокая оценка выявилась только в последнее время. В том тексте приведены рассуждения о размещении портрета Рональда Рейгана. Помнится, однозначного опровержения этого я не получил в переписке с сотрудниками Национального банка США, которые сообщили некоторые уточняющие сведения и дали ответы на некоторые вопросы. Впрочем, переписка была не слишком обширной — наверное, я быстро надоел, и мне стали присылать ссылки на информационные ресурсы и официальные буклеты, чем мне существенно помогли. Касательно приближения исторического повествования к концу XX века, то разговоры о Рейгане пока так и остались разговорами. И, опираясь в повествовании на боны США, приходится заканчивать рассказ описанием событий первой четверти XX века.
Вместе с тем, подобное исследование, как видится, интересно и многими аналогиями с современными происшествиями. Можно сравнить позиции жителей Североамериканского континента в пору первой и второй сецессий и объявление независимости какими-либо странами сейчас, сравнить позицию правительства США касательно аннексии Техаса и аннексии, например, Крыма. «Наследники» авантюрных действий, приведших к бунту и созданию независимого от предыдущего, нового правительства, теперь часто препятствуют подобным авантюрам и заявляют о непризнании сецессий на других землях. Без сомнения, такие сравнения — предмет другого исследования, но, как я надеюсь, этот рассказ будет способствовать и иным размышлениям. Во всяком случае, я буду признателен за замечания, дополнения, критику и указания на неточности (если таковые будут замечены). Вместе с тем, надеюсь, что даже при наличии некоторых неточностей читатель почерпнёт из книги не только интересные сведения (включая ознакомление с североамериканскими бонами), но и получит удовольствие от уместного (и удачного), как мне видится, объединения бонистики с историей.
Скрыть текст “Введения”…
Можно сказать “почти внезапно”… книжка появилась в магазине ВСЕ СВОБОДНЫ:
https://vse-svobodny.com/product/plakunov-f-istoriya-na-banknotakh-ssha/
… и ещё на канале YouTube разместил ролик, посвящённый книге: