Есть поверье, что из части статуи, оставшейся на троне и на пьедестале, один раз ежедневно раздается звук, как бы от слабого удара. Когда я находился в этих местах вместе с Элием Галлом в большой свите его спутников — друзей и воинов, — мне также пришлось слышать звук около первого часа, — это Страбон о пении Колоссов Мемнона. Правда далее Страбон продолжает: однако я не могу определенно утверждать, исходил ли этот звук от пьедестала или от самого колосса или же его намеренно производил один из людей, стоящих вокруг и вблизи пьедестала. Ведь из-за того, что причина этого явления не ясна, приходится предполагать скорее все что угодно, чем то, что звук исходит из камней, сложенных таким образом.
Страбон побывал в Египте, сопровождая префекта Элия Галла, то есть побывал после землетрясения, значительно повредившего статуи (в 27 году до новой эры). Боле того, после землетрясения от поминального храма Аменхотепа Третьего потомкам остались только эти два Колосса. И судя по всему, именно землетрясение «виновно» в том, что Колоссы запели.
Страбон, благодаря кому (в значительной степени) к Колоссам Мемнона привязался эпитет «поющие», вместе с упоминанием о «пении» предположил и жульничество одного из стоящих вокруг [местных жителей]. Жульничество маловероятно! Причиной пения были появившиеся трещины и разломы в скульптурах.
Из-за резкой смены температуры (перепад температур в Египте производит впечатление) на рассвете звук, вырывавшихся из щелей Колоссов влаги и воздуха создавал эффект, позволивший путешественникам называть Колоссы поющими. Петь Колоссы Мемнона перестали в конце второго века новой эры, после того как римский император Септимий Север отреставрировал их.
Первое, наверное, что удивляет в рассказе, это не “пение”, а имя! Названия многим египетским памятникам давали древние греки. Мемнон — царь Эфиопии, по легенде отправившийся помочь троянцам, и убитый Ахилом.
Но у Страбона словом “Memnonium” обозначены все храмы Древних Фив. Так что иная «версия значения этого слова» также может быть рассмотрена.
“Пение” слышалось поутру и поутру, когда ещё не жарко, Фивы особенно приятны. Может быть имя появилось в следствии связывания приятного утра и мистического пения. Считается, что Мемнон означает “правитель утренней зари”. Оттого можно предположить, что название колоссов связано вовсе не с именем царя Эфиопии.
Итак — Древние Фивы! Теперь Луксор! Не доезжая границы поймы и каменистой земли, теперь — до поворота к храмам Мединет-Абу, две огромные статуи царя. Лица не сохранились, ведь колоссам около трёх с половиной тысяч лет. Но известно, что Аменхотеп Третий, по чьему приказу их возводили, распорядился придать им черты своего лица.
Петербуржцам легко представить, какими были лица: сфинксы, установленные на Университетской набережной, также были частью храмового комплекса Аменхотепа Третьего. Их лица также копируют лицо фараона Золотого века Древнего Египта!
Восемнадцатиметровые колоссы были установлены перед первым пилоном храмового комплекса, и равных им долго в Древнем Египте не было! Только Рамсес Великий через сто лет превзошёл Аменхотепа Третьего, приказав украсить храм в Абу Симбел четырьмя более высокими колоссами, которым приданы черты фараона.
Аменхотеп Третий — фараон Древнего Египта из восемнадцатой династии, правивший в четырнадцатом веке до новой эры. Далее несколькими словами проясню вопрос, которому в дальнейшем необходимо посвятить отдельную статью — единства нации:
Приход к власти фараонов восемнадцатой династии завершил раздробленность, когда в разных частях Египта правили представители различных манефоновых династий. В Нижнем Египте захватили власть и основали свою династию завоеватели — гиксосы, которые, захватив столицу царей Нижнего Египта, ликвидировали последнего царя четырнадцатой династии.
Затем, гиксосские “цари пастухи”, полностью подчинив Нижний Египет, основали свою династию, которую Манефон посчитал пятнадцатой. С туземными жителями они вели себя жестоко, и, не удовлетворившись завоеванием только Дельты Нила, они направили свои армии на юг.
Должно быть, первым препятствием для продвижения вражеских армий к самым южным номам стал древний Мемфис. К сожалению, местные боги остались глухи к молитвам туземного населения. И Мемфис пал! Вероятно, убив последнего фараона династии, которую Манефон посчитал тринадцатой, иноземцы стали усаживать на трон Мемфиса своих ставленников — царей шестнадцатой династии.
Следующим препятствием стал Абидос. И абидосские армии были разбиты! А дальше… земли последнего туземного царства — фиванского!
После прочтения надписей из гробницы в Эль-Каб, есть основания утверждать, гиксосы пробовали заключить, и, в конце концов, им это удалось, союз против фиванцев с южными соседями древних египтян — с кушитами. Когда гиксосы наступали на Фивы с севера, кушиты атаковали город с юга!
Фиванские фараоны семнадцатой династии с переменным успехом, или большей частью без успеха, сражались с захватчиками. Успех сопутствовал тому царю, кого Манефон отнесёт к уже следующей династии — восемнадцатой.
Степень родства первого фараона восемнадцатой династии Яхмоса Первого с последним царём семнадцатой династии Камоса точно не установлена, но предполагается, что один год Яхмос и Камос были соправителями. Известно, что и в военные походы они выходили вместе. Последнее и позволяет предположить родство.
Как бы то ни было, столицу гиксосов Аварис — город примерно на полпути из современного Каира в Порт-Саид Яхмос Первый захватил только после дюжины лет военного противостояния: под его руководством и его предшественников! Период интервенции и раздробленности называют — Вторым переходным периодом (Первый переходный период предшествовал Среднему царству).
После изгнания гиксосов Яхмосом Первым Египтом стала править одна династия, основателем которой его и назвали! Следующий исторический период, продлившийся около пяти веков, называют Новым царством.
Восемнадцатая династия на слуху, в первую очередь из-за Тутанхамона, чью гробницу в 1922 году новой эры открыл и исследовал Говард Картер. Также на слуху имя Эхнатона — как считается создателя одной из первых монотеистических религий, и его супруги Нефертити. Представителем этой же первой династии Нового царства является и Тутмес Третий, под командованием которого случился крупнейший бой древности у холма Меггидо — ([хар] Магиддо), ставший затем именем нарицательным — Армагеддон.
Полный список фараонов, которых Манефон отнёс к восемнадцатой династии таков: Яхмос Первый, его сын Аменхотеп Первый, его брат Тутмес Первый, его сын Тутмес Второй, его сестра и супруга Хатшепсут, сын Тутмеса Второго и пасынок Хатшепсут Тутмес Третий, его сын Аменхотеп Второй, его сын Тутмес Четвёртый, его сын Аменхотеп Третий и сын последнего: Аменхотеп Четвёртый, принявший имя Эхнатон, и перенёсший столицу на земли, где теперь располагается поселение Амарна.
После амарнского периода, когда двор переехал в еретический Ахетатон, правили ещё несколько фараонов, которых относят к восемнадцатой династии. Их имена: Нифернефруатон, Сменхкара, Тутанхатон (Тутанхамон), Айе, Хоремхеб. Как считается, из тех, кого я причислил после Эхнатона, только Тутанхамон был потомком Яхмоса — сыном Эхнатона. Остальные были лишь царедворцами, воспользовавшимися смутой.
Когда Аменхотеп Третий вступил на престол, смуты ещё не было, а единству Египта ничто не угрожало уже около полутора веков. Египет столь был богат, что египтологи склонны называть тот век — Золотым веком!
Фараоны вполне могли позволить себе строительство огромных дворцов и храмов, подобных которым ещё не было. Именно таким был Дом миллионов лет Аменхотепа Третьего Небмаатра.
Сейчас глядя на Колоссы Мемнона, поражаешься их высотой. А когда узнаёшь, что колоссы — это скульптуры, стоявшие у первого пилона храма Аменхотепа Третьего, превосходившего по высоте колоссы раза в два, стоя рядом размер подобного сооружения трудно представить.
И тем более захватывает наблюдение за раскопками, ведущимися за колоссами. Началось всё с двух колоссов. Затем сзади появился третий, также когда-то с лицом фараона Золотого века. После недельных работ выкопали и поставили рядом с третьим остов четвертого, образовалась ещё одна пара колоссов.
Каждая пара, ‘охраняла’ пилон. Пилонов в этом храмовом комплексе было три, и Колоссов было три пары. Пройдя через три пилона, можно было попасть в колонный зал храма, где среди колонн были установлены также немаленькие статуи (которые постепенно откапывают и устанавливают на места). Наконец, то тут, то там, раскапывают различные фундаменты, стены и целые постройки.
Раскопанное устанавливают в исходные позиции, а отколовшиеся части соединяют между собой и фиксируют. Происходит всё это на глазах. Для пояснения происходящего министерство археологии Египта размещает вдоль раскопок информационные стенды. И заглядывая в них, а также в иные источники, представим, что было на этом месте.
Изначально храм был окружён стеной, длина которой составляла от 550 до 770 метров. За третьим пилоном находились перистиль, двор, гипостильный зал, и наконец, святилище. Вдоль главного пути размещались небольшие храмы, сокровищницы, административные здания, жилые дома священников, сады, бассейны и, вероятно, казармы солдат (охраны). Из информационных материалов можно узнать, когда всё это исчезло: около 1200 года до новой эры храм был частично разрушен сильным землетрясением.
На момент написания этой статьи в области раскопок были найдены около 106 статуй (и частей) богини Сехмет. Сехмет — богиня с головой львицы, покровительница Мемфиса. Но культ Сехмет был столь важен, что, после переноса столицы, почитание Сехмет продолжалось в новом месте. Сейчас найденные скульптуры “по соображениям безопасности передаются и хранятся в официальных кладовых”.
Также обнаружены почти двухметровые статуи белых гиппопотамов. Вероятно, бегемоты размещались около перистиля (крыльца с колоннами) внутреннего двора. На информационных стендах сообщено, что перистиль храма Аменхотепа Небмаатра являлся самым большим из всех в Луксоре.
Открытый двор был с трех сторон окружен портиками с тремя рядами огромных колонн и на западной стороне с четырьмя рядами колонн. В первом ряду между колоннами стояли колоссальные статуи фараона, смотрящие в открытый двор.
На момент написания статьи статуи только начали устанавливать на их места. Вероятнее всего, на перистиле размещались скульптуры богов Амона и Мут и других божеств (включая фараона). У восточного входа во двор были размещены сфинксы.
В 2008 и 2009 годах (новой эры) рядом с фасадом перистиля были обнаружены три скульптуры сфинксов из кварцита, две из которых с лицом царя с царскими головными уборами — Немешами, и третья, [пока] без головы, представляющая царицу. Лица царя воспроизводят юношеские черты Аменхотепа Третьего.
Наконец, на весьма почтительном расстоянии от Колоссов Мемнона, так что подойти легче со стороны гор, откуда Колоссы Мемнона вовсе не видны, установлены две огромные скульптуры. На информационном стенде значится “сохранение и реставрация западных колоссов у северных ворот храма Аменхотепа III”.
Скучавший работник музейного комплекса сказал, кажется, что “обрушились они во время землетрясения в древности, а высечены они были из красного кварцита, что добывали в карьере Гебель-эль-Ахмар” — это вблизи древнего Гелиополиса. Поблагодарив и записав это сообщение, я отправился вновь к Колоссам Мемнона.
© Плакунов Ф. М., 2015 (текст исправлен и дополнен в 2023 году)
Несмотря на повидимому , ограниченное финансирование. находит возможности на проведение археологических работ, сохранению исторических памятников, в отличие от …
Наталия, полагаю, что финансирование не очень-то «ограниченное»: периодически Юнеско проводит всяческие программы по восстановлению, раскапыванию (и прочее) различных памятников и музеев. Помимо международных организаций экспедиции устраивают (часто за свой счёт) учёные различных стран. О последних открытиях в Мемфисе руководитель российской экспедиции, например, сообщила: “В состав нашей экспедиции в Египте входят иностранные граждане, потому что экспедиция такого масштаба, как правило, требует очень высококвалифицированных и опытных людей. Мы приглашаем к участию самых лучших зарубежных специалистов… с российскими учёными работают коллеги из Германии, США, Австрии и многих других стран. Экспедицию возглавляют сотрудники Центра египтологических исследований РАН” [Оригинал новости: http://russian.rt.com/article/86520 ] — в дополнение к этому, Египет неплохо может зарабатывать на «исторических памятниках». В «отличие от…, например, России…
И истории и памятников в Египте не просто больше, но, пардон, они там есть. И история эта всё же общечеловеческая…
“звук, как бы от слабого удара” – это Страбон пением назвал?..))) интересные были представления о пении у древних…)))