| 1904 |
Сальвадор Дали родился 2-го мая в городе Фигерас. Уже с раннего возраста он проявляет необычайный талант к рисованию. |
| 1918 |
На выставке, проходившей в городском театре г. Фигерас. Он напечатал в местных журналах несколько статей о великих художниках и “Когда звуки умолкают”, стихи. |
| 1921 |
В феврале умирает мать Дали. В октябре Дали поступает в Академию художеств (высшую школу искусств) Сан Фернандо, Мадрид. Он живет в студенческом общежитии “Residencia de Estudiantes”, где он подружился с поэтом Федерико Гарсиа Лорка и режиссером Луисом Бунюэлем. |
| 1923 |
После того как Дали подверг сомнению компетентность профессоров и этим вызвал волнения в Академии художеств, он на год вынужден покинуть это учебное заведение. В этом же году по политическим мотивам он попадает на 35 дней в тюрьму г. Героны. |
| 1925 |
Дали проводит каникулы с Лоркой в Кадакесе. В ноябре состоялась его первая выставка в галерее Далмау, Барселона. |
| 1926 |
Дали в первый раз едет в Париж и встречает там Пикассо (апрель). В апреле его окончательно исключают из мадридской Академии художеств. |
| 1927 |
С февраля по октябрь он несет военную службу. Дали опубликовывает “Святого Себастьяна” и развивает эстетику объективизма. |
| 1928 |
С Луисом Монтанья и Себастиа Гашем он пишет “Желтый манифест”. |
| 1929 |
Бунюэль и Дали снимают фильм “Андалузский пес” (“Un Chien andalou”), который знаменует собой официальное вступление в парижскую группу сюрреалистов. Весной Дали едет для съемок в Париж и там Мирос знакомит его с сюрреалистом Тцарой и с Полем Элюаром. Летом Дали соблазняет во время каникул в Кадакесе Гала, жену Элюара, что ведет к разрыву с его отцом. |
| 1930 |
Он создает новые подходы параноико-критического метода. В журнале “Сюрреализм на службе революции” (Le Surrealisme au service de la revolution)” печатается “Труп осла” (L’ Ane pourri); в “Editions surrealistes” — Женщина видимая (La Femme visible). Дали покупает в Порт-Льигате недалеко от Кадакеса хижину рыбака; С этого времени он проводит здесь с Гала большую часть года. Правоэкстремистские группы разрушают кинотеатр при показе фильма “Золотой век” (L’ Age d’or), снятый Бунюэлем и Дали. |
| 1931 |
В Издательстве сюрреалистов (Editions surrealistes) печатается “Любовь и память”. |
| 1932 |
Дали принимает участие в первой выставке сюрреалистов в США. Он пишет сценарий Ваbаоuо, по которому так и никогда, подобно многим сценариям, не был снят фильм. Образуется группа коллекционеров “Зодиак”, которая регулярно покупает у него его произведения. |
| 1933 |
В журнале “Минотавр” (Minotaure) он опубликовывает статью “О жуткой и съедобной красоте” о молодежном стиле в архитектуре и этим помогает возрождению интереса к эстетике конца прошлого и начала нового века. |
| 1934 |
Из-за показа картины “Загадка Вильгельма Телля” начинаются его первые размолвки с сюрреалистами и с Андре Бретоном. Выставка Дали в Нью-Йорке имеет небывалый успех. |
| 1936 |
В Испании начинается гражданская война. Во время доклада по случаю выставки сюрреалистов в Лондоне Дали едва не погибает от недостатка воздуха, т.к. был одет для выступления в костюм водолаза. В декабре его портрет печатают на обложке журнала “Тайм”. |
| 1937 |
Дали пишет сценарий для братьев Маркс и встречается в Голливуде с Харпо Марксом. В июле он параллельно рисует и пишет “Метаморфоза Нарцисса”, объемное применение параноико-критического метода. Он создает различные модели для Эльзы Шиапарелли. По инициативе Бретона за неподходящие высказывания о Гитлере группа сюрреалистов осуждает его. |
| 1938 |
Дали в январе принимает участие в международной выставке сюрреалистов в Париже. В июле он призжает в Лондон к Фрейду и рисует с него несколько портретов. |
| 1939 |
Происходит окончательный разрыв с группой сюрреалистов и с Андре Бретоном, который в своей анаграмме добавляет к имени Дали прозвище “Алчный Доллар” (Avida Dollars). В США Дали опубликовывает “Декларацию независимости фантазии” и “Декларацию права человека на сумасшествие”. В ноябре в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, проходит премьерный показ балета “Вакханалия”. Либретто и декорации подготовил Дали, хореография Леонида Массина. |
| 1940 |
После кратковременной поездки в Париж Дали и Гала возвращаются в Нью-Йорк, где они до 1948 живут в изгнании. |
| 1941 |
1941 Выставка Дали — Миро в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке. |
| 1942 |
В США выходит “Секретная жизнь Сальвадора Дали” (The secret life of Salvador Dali). |
| 1946 |
Дали создает многочисленные рисунки к мультипликационным фильмам Уолта Диснея. Он разрабатывает оформление для фильма Альфреда Хичкока “Я борюсь за тебя” (Spellbound). |
| 1948 |
В США публикуются “50 тайн волшебного мастерства” (Fifty secrets of magic craftsmanship). |
| 1949 |
Дали и Гала возвращаются в Европу. Дали разрабатывает декорации для Петера Брука и Лукино Висконти. Он рисует серию картин Мадонна Порт-Льигат (Madonna von Port Lligat). |
| 1951 |
Дали опубликовывает “Мистический Манифест” и начинает свой корпускулярный период. |
| 1952 |
Он показывает выставку в Риме и в Венеции. Это время его атомной мистики. |
| 1953 |
Дали в декабре с триумфом читает в Сорбонне доклад “Феноменологический аспект параноико-критического метода”. |
| 1954 |
Начало съемок фильма “Невероятная история кружевницы и носорога” (L’Histoire prodigieuse de la Dentelliere et du Rhinoceros), режиссер. Р. Дешарн. |
| 1956 |
Выставка в Национальной Галерее в Вашингтоне. |
| 1958 |
Дали проводит презентацию 12 мая в Theatre de I’Etoile в Париже батона хлеба длиной 15 метров. |
| 1959 |
Дали представляет в Париже свое изобретение: Овосипед (Ovociped). |
| 1960 |
Он рисует картины большого формата, такие как “Вселенский собор” (Das oekumenische Konzil). |
| 1961 |
В Венеции проходит премьерный показ “Балет Гала” (Das Ballet de Gala), либретто и декорации Дали, хореография Мориса Бежара. В Ecole Polytechnique в Париже он читает доклад о “Мифе о Касторе и Поллуксе”. |
| 1962 |
Роберт Дешарн опубликовывает Дали и Гала (DalvL et Gala). |
| 1963 |
Дали опубликовывает ‘Трагический миф ангела из Миллета” (Le Mythe tragique de I’Angelus de Millet). |
| 1964 |
Жиль Нере и Роберт Дешарн организуют в Сейбу (Seibu) музее в Токио первую большую ретроспективу работ Дали. Дали опубликовывает “Дневник гения”. |
| 1971 |
Открытие музея Сальвадора Дали в Кливленде (штат Огайо) с собранием картин Е. и А. Рейнолдс Морс. В 1982 году музей переведен в Санкт-Петербург (штат Флорида). |
| 1978 |
Дали обнаруживает работы Рене Томса по математической теории катастроф. В апреле он выставляет в музее Гуггенхейм (Guggenheim) свои гиперстереоскопические картины. В мае его принимают в Академию изящных искусств (Akademie des BeauxArts) в Париже. |
| 1979 |
Центр Жоржа Помпиду в Париже организует большую ретроспективу работ Дали, которую потом показывают в Тэйтгэлери (Tate Gallery) в Лондоне. |
| 1982 |
10 июня умирает Гала. В июле Дали присвают титул маркиза де Пубол (de Pubol); с этого времени он живет только в замке Пубол, который он подарил Гала. |
| 1983 |
Создание духов “Дали”. В Мадриде показывают большую ретроспективу работ Дали, которую затем отправляют в Барселону. В мае Дали пишет свою последнюю картину “Хвост ласточки” (Der Schwalbenschwanz). |
| 1984 |
В результате пожара в замке Пубол Дали получает сильные ожоги. Роберт Дешарн опубликовывает “Дали — покорение иррационального. Его творчество — его жизнь.” В Палаццо де Диаманти (Pallazo dei Diamanti) в Ферраре проходит ретроспектива работ Дали. |
| 1988 |
Первая выставка работ Дали в СССР в Музее Пушкина в Москве. |
| 1989 |
Дали умирает от сердечной недостаточности в Торре Галатеа (Torre Galatea), в котором он жил после пожара в замке Пубол. По завещанию его хоронят в крипте его театра-музея в Фигерасе. Все свое имущество и все картины Дали завещает Испании. В мае проходит большая ретроспектива его работ в галерее г. Штуттгарта. В августе эта выставка переезжает в Кунстхаус г. Цюриха. |
С удовольствием читала о выставке Дали. Дали для моего поколения это редкие репродукции его известных вещей. Как правило, картин. Я помню ту выставку на Крымском валу. Кажется, отстояли очередь, чтобы попасть. Не скажу, что была разочарована, скорее удивлена… У Дали много рисунков, чарующих особой изысканностью, и графика, и техника у Дали разная… И мебель-то он необычную создаёт…
Потом «запрет» на него пропал, и художник регулярно «напоминал» о себе. Стал почти привычным, почти классикой. В реальной жизни то там, то сям сталкиваешься с его художественными находками. Мир его не кажется таки уж сумасшедшим, в реальности жизнь шокирует больше. А тут и выставка «подоспела». Дали в круглом здании на Обводном, где надували когда-то дирижабли. Выставка ошеломляет шумом, сменяющимися размытыми изображениями на стенах. В грохоте можно опознать музыку. Повторяются гигантские фотографии художника и его работы. Нет, для меня это не Дали. Дали прекрасный мастер… а перед глазами даже не секанд хенд, бог знает, что за потасканность, это уже «122руки». От мастера остались только невнятные намёки…
Конечно, музеи и выставки должны осваивать новые формы, но такое как на Обводном – неудача, на мой взгляд. Наверное, человек, далёкий от изобразительного искусства, может быть и удовлетворится таким «угощением» и даже уверует в то, что «теперь-то он знает, что такое сюрреализм». Но мне жаль, если «просвещение» пойдёт таким путём. Жалко зрителя. Это – не Дали! Хочу в Берлин или ещё куда-нибудь, туда, где настоящий Дали.