Salvador Dali без границ

25 Авг
1

Для многих россиян знакомство с работами Сальвадора Дали случилось в 1994 году. Летом того года в Москве на Крымском валу проходила выставка “Dali без границ”. Точные даты сейчас вспомнить трудно, это, впрочем, и неважно. Важно, что тогда, помимо известных работ Дали (множество раз откопированных), можно было увидеть его менее известные гравюры и рисунки. И кажется именно там я впервые увидел диван Дали в форме губ. Как давно это было… но с тех пор я стараюсь не проходить мимо подобных выставок. И вот, бродивши по Берлину, я наткнулся на выставочный зал посвящённый творчеству Сальвадора Дали!

О московской выставке более чем двадцатилетней давности я вспомнил, потому, что и там было множество работ совсем непохожих на «привычного» Дали и множество гравюр. Есть некоторый набор работ Сальвадора Дали, которые и имеют в виду, говоря о нём… Меня преследовало чувство, что где-то я именно эти экспонаты уже видел. Приехав из Берлина домой, я просмотрел книжную полку и нашёл сохранившийся каталог ретроспективной выставки “Dali без границ”.

Оказалось множество работ, выставленных тогда в Москве, я вновь увидел в Берлине. Вспомнить точно, все ли, вновь увиденные мной работы, я созерцал в Москве, page 88 не смогу: давно это было, и я тогда был слишком мал. Но листая каталог, содержащий некоторые репродукции, выставленных тогда работ, кажется, все те работы я увидел в берлинском выставочном зале на «Leipziger Platz №7». Отмечу, что есть и некоторые различия: биография Дали на берлинской выставке отличается от биографии, напечатанной в каталоге – но много воды утекло с тех пор, и текст могли несколько изменить. В информационных материалах указано, что на берлинской выставке представлено более 450 экспонатов из частных коллекций со всего мира. В каталоге поместили изображения только некоторых из выставленных на выставке работ – не наберётся и полсотни иллюстраций. Вероятнее всего, с незначительными изменениями и та давняя выставка источником имела те же частные коллекции.

Иными словами, стечение обстоятельств вновь свело меня с великолепной выставкой конца XX века. Впрочем, берлинская выставка столь обширна, что некоторым залам я не уделил должного внимания. Из-за чего, листая журнал, я как будто видел на страницах несколько изображений, не замеченных мной, не привлёкших моё внимание в Берлине или, возможно, на берлинской выставке их не было. Но… вновь подчеркну: выставленная коллекция обширна, а представленные работы выходят за рамки привычного набора известных картин, с которым в первую очередь связывают имя «Сальвадор Дали».

Полагаю, что о Сальвадоре Дали слышали все. В одной из статей в каталоге выставки “Dali без границ” Альберт Филд писал: «Общественное признание Дали не нуждается в пояснении. Попросите человека на улице назвать современного художника, и он возможно назовет Дали». Впрочем, возможно назовут Пикассо! А, например, в Риге (как, впрочем, и в иных местах), могут назвать и Пикассо, и Дали, так как в Риге в августе и сентябре 2015 года открыта выставка «DALI & PIKASO» (перед приездом в Ригу, выставка побывала более чем в 55 музеях России и Беларуси). Рижская выставка меньшая. На ней представлены работы Дали и Пикассо из коллекции российского коллекционера Александра Шадрина. Его коллекция – самая большая в мире частная коллекция скульптур Дали. Также в коллекции есть и живопись.

Несмотря на то, что, как я написал выше, полагаю, о Сальвадоре Дали слышали все, всё-таки некоторые общеизвестные сведения я размещу (отмечу, что ознакомление с помещёнными здесь (или на иных ресурсах сети) редкими иллюстрациями не может заменить созерцание подлинников на выставках (или в частной коллекции)).

⇓ ⇓ ⇓ ⇓    САЛЬВАДОР ДАЛИ (1904 – 1989)     Жизнь и творчество     ⇓ ⇓ ⇓ ⇓

One thought on “ Salvador Dali без границ

  1. С удовольствием читала о выставке Дали. Дали для моего поколения это редкие репродукции его известных вещей. Как правило, картин. Я помню ту выставку на Крымском валу. Кажется, отстояли очередь, чтобы попасть. Не скажу, что была разочарована, скорее удивлена… У Дали много рисунков, чарующих особой изысканностью, и графика, и техника у Дали разная… И мебель-то он необычную создаёт…

    Потом «запрет» на него пропал, и художник регулярно «напоминал» о себе. Стал почти привычным, почти классикой. В реальной жизни то там, то сям сталкиваешься с его художественными находками. Мир его не кажется таки уж сумасшедшим, в реальности жизнь шокирует больше. А тут и выставка «подоспела». Дали в круглом здании на Обводном, где надували когда-то дирижабли. Выставка ошеломляет шумом, сменяющимися размытыми изображениями на стенах. В грохоте можно опознать музыку. Повторяются гигантские фотографии художника и его работы. Нет, для меня это не Дали. Дали прекрасный мастер… а перед глазами даже не секанд хенд, бог знает, что за потасканность, это уже «122руки». От мастера остались только невнятные намёки…

    Конечно, музеи и выставки должны осваивать новые формы, но такое как на Обводном – неудача, на мой взгляд. Наверное, человек, далёкий от изобразительного искусства, может быть и удовлетворится таким «угощением» и даже уверует в то, что «теперь-то он знает, что такое сюрреализм». Но мне жаль, если «просвещение» пойдёт таким путём. Жалко зрителя. Это – не Дали! Хочу в Берлин или ещё куда-нибудь, туда, где настоящий Дали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Написать письмо Фёдору...