Абу Симбел — скала на западном берегу Нила, почти на границе современного Египта и Судана, и в пору строительства там храмов не находилась в центре египетской цивилизации. Фараоны и их двор обустраивались или в Дельте Нила, или в Среднем Египте, или в посреди Верхнего Египта.
«Краем» Верхнего Египта можно считать первый нильский порог у острова Абу. Поселение на острове Абу (ныне Элефантина) сделали столицей первого самого южного древнеегипетского нома…
Интерес древнеегипетских правителей к тем землям пробудился задолго до воцарения фараонов девятнадцатой династии: Сети Первого и Рамзеса Великого (или Второго), о чьих храмах пойдёт рассказ. В местечке Вади Хальфа недалеко от второго нильского порога (сейчас территория Судана) археологами обнаружен рельеф, изображающий победу третьего египетского фараона первой династии Джера над войском нубийцев.
Ещё тогда, в эпоху называемую “Ранее царство” древние египтяне стали с опаской коситься на нубийцев, но с тех пор фараоны не теряли интереса к Нубии. Весь период Древнего царства с земель южнее Абу древние египтяне привыкли ожидать нападения.
Только фараоны Среднего царства на краткий период обезопасили Абу. В значительной степени чтобы выжимать туземные рудники и каменоломни, они отодвинули границу сначала до второго, а потом и до третьего порога.
Через Нубию пролегали пути караванов, идущих в Египет и Азию. На территории Нубии появились множество торговых центров. В частности, из Нубии египтяне получали диорит, медь и золото. Фараоны эпохи Среднего царства построили в районе вторых порогов Нила множество египетских крепостей, в том числе для охраны не только торговых путей, но и дорог, ведущих к золотым копям.
Несмотря на используемые древними египтянами золотые рудники, нубийские земли не всегда являлись «провинцией» древнеегипетского царства. В период последовавший за Средним царством на территории Нубии (между первым и пятым порогами Нила) существовало независимое от Древнего Египта царство со столицей в Керме, цари которого весь Второй период раздробленности были враждебны древним египтянам. Они даже вступали в союз с ханаанскими интервентами — гиксосами, и атаковали вместе с ними Фивы.
Окончание Второго периода раздробленности и последовавшее Новое царство ознаменованы многочисленными походами древнеегипетских фараонов в Нубию. С армиями в Нубию ходили и первый фараон Нового царства Яхмос (Первый), и его наследник Аменхотеп Первый.
Подавлять восстания в Нубии вынуждены были и Тутмос Первый, и Тутмос Второй. Воинственный фараон Тутмос Третий, оглядываясь на пример фараонов Среднего царства — на то, где они провели свою южную границу, в ходе нескольких военных кампаний восстановил над Нубией контроль.
Несмотря на внимание к золотоносным землям и фараонову жестокость, восстания вспыхивали — следующие цари восемнадцатой династии также были вынуждены подавлять восстания в Нубии. Так же и представители девятнадцатой династии. Причём, судя по надписи, найденной у второго порога, Рамсес Первый там — у второго порога, в частности, и воевал. Граница снова куда-то туда и передвинулась.
Считается, что ещё с той поры, когда царствовал последний фараон восемнадцатой династии Хоремхеб, земли северной Нубии были относительно спокойными, отец Рамсеса Второго Сети Первый вынужден был затеять на тех землях карательную экспедицию. Впрочем, считается, что странствовал он в районе пятого порога, то есть чрезвычайно далеко не юге! Хотя, отдалёнными следует считать не только земли у пятого или четвёртого порога, но и у третьего и второго.
Чтобы поработить нубийцев древним египтянам приходилось организовывать военные походы, которые, всё же не обеспечивали полного контроля. Всякий раз, как внимание наместников древнеегипетского фараона притуплялось, жители Нубии восставали.
В некотором роде, нубийские царства вполне уместно назвать равномощными конкурентами номов и царств Древнего Египта по мере возможностей нападавшими на древнеегипетские города. Приблизительно на рубеже семнадцатого и шестнадцатого веков до новой эры, вступив в союз с гиксосами, нубийцы доплыли много севернее первого порога — их лучники обстреливали Фивы с воды, пока на земле город атаковали азиаты.
В тринадцатом-двенадцатом веках до новой эры нубийский царь даже смог основать династию древнеегипетских фараонов — Нубийскую или Кушитскую династию. Двадцать пятую по Манефону. Завоевав и Верхний и Нижний Египет, правители Нубии создали империю, сравнимую с древнеегипетской империей периода Нового царства. Третий фараон этой династии даже переехал в Мемфис.
И число карательных походов древних египтян на земли Нубии, и то, что, в конце концов, нубийские правители подчинят себе древних египтян, несомненно, указывает на то, что древнеегипетским строителям, строившим храмы между первым и вторым порогами, было кого опасаться. И вероятно одной из причин создания столь монументального творения в Абу Симбел стало желание властителей Египта произвести впечатление на непокорных жителей Нубии.
Рамсес Великий явно пожелал, чтобы проплывающие по Нилу потенциальные злоумышленники были бы поражены величием и мощью египетского фараона. Величественный вид скальных храмов должен был предостеречь любых воителей с юга от желания продвигаться дальше и нападать на земли египетского владыки!
Трудно сказать предполагалась ли, что захватчики с юга зайдут в храм, но и росписи на стенах воспевают полководческие таланты царя. Отчасти из-за росписей широко распространено мнение, что большой храм построен в честь победы Рамсеса Второго в битве при Кадеше.
Сама «победа» в той битве весьма спорна: после битвы едва не погибший Рамсес был вынужден, понеся огромные потери, прекратить вторжение в Хеттское царство. Рамсес тогда применил тактику расстрела лучниками убегающих с поля боя собственных солдат, так что именно его вполне можно считать «отцом заградительных отрядов». Это, впрочем, не помогло — фараону пришлось “победоносно вернуться” домой.
Результатом «победы» была утрата Египтом контроля над территориями, завоеванными ещё Сети Первым. Кадеш также подпадал под контроль хеттов. Лишь то, что Рамсес добрался до Египта живым и со своим войском, позволило ему в дальнейшем рассказывать о победе в битве при Кадеше. Но посвящать храмовый комплекс Абу Симбел только этой сомнительной победе не стал даже он.
Помимо доступных теперь сведений о том, что строить в тех местах скальные храмы желал отец Рамсеса Второго Сети Первый (ещё до битвы при Кадеше), красноречивы и рисунки в храме. Изображения, помимо битвы при Кадеше (на северной стене) и иным битвам на территории современной Сирии, посвящены и Ливийской, и Нубийской кампаниям (на южной стене). Конечно Рамсес, одержав вышеупомянутую «победу», не стеснялся восхвалять себя и по иным поводам.
Читая одну из работ о Древнем Египте Барбары Мертс, обратил внимание и был несколько удручён её мнением о Рамсесе Втором, о его вкусе и… навязчивости. Рассказывая о периоде, когда страной правили фараоны девятнадцатой династии, сетуя на то, что слово «величие» нелегко определить, но что «величие Египта ушло», Барбара Мертс упоминает рассказы о Рамсесе Втором своих знакомых, имевших счастье путешествовать по Египту. Мертс пишет, что привыкла удивляться враждебности, которую те питали к этому фараону.
Я обратил большее внимание именно на этот текст Барбары Мертс так как в прочих текстах встречал своего рода «штамп», с которым мне трудно согласиться, о том, что глядя на храмы Абу Симбела «уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства». Прочитав книги Барбары Мертс — весьма известного египтолога, я как будто понял, откуда произошёл этот «штамп».
Мертс, рассказав о своём удивлении, вошедшем в привычку, продолжает: «Теперь побывав в Египте, я понимаю их реакцию — я тоже рычу. От Рамсеса устаёшь — от его лица, фигуры, имени, наляпанных на половине всех стенных поверхностей, ещё стоящих в Египте. По крайней мере, так кажется. Он был, вероятно, самым монументальным эгоцентриком всех времён. Египетская скульптура в период его правления была в упадке, и статуи Рамсеса, мозолящие глаза, обычно грубы и непривлекательны. Но самое худшее — это просто их количество, уступающее только количеству его картушей».
К словам Барбары Мертс можно отнестись лишь как к личному мнению, но взгляд на большой храм в Абу Симбел сразу даёт обоснование такой позиции: все четыре колосса у входа в храм — скульптуры Рамсеса Второго. Четыре Рамсеса!
В самом храме, пройдя большой (также со скульптурами Рамсеса) и малый колонные залы, в последнем помещении — в святилище можно увидеть четыре скульптуры богов: Ра-Хорахти (или Хоремахет, что означает «Хор в горизонте»), Птаха, Амона и самого Рамсеса. Причём лицам всех богов были преданы черты Рамсеса Второго.
Второй храм Абу Симбела воздвигнут в честь супруги Рамсеса Нифертари, и богини Хатхор. Но и фасад малого храма украшают помимо двух скульптур Нефертари, четыре — Рамсеса. Снова несколько Рамсесов!
Колонный зал малого храма, также как и большого храма украшен скульптурными изображениями богов. В малом храме скульптурные резные изображения лиц Хатхор, в большом храме — восемь скульптур Рамсеса, стилизованных под Осириса.
Помимо колонного зала, малый храм имеет святилище и небольшой вестибюль перед ним. В большом храме, помимо большого и малого колонных залов, святилища и вестибюля, есть ещё шесть боковых комнат.
Ещё при жизни Рамсеса Второго, в 1238 году до новой эры случилось землетрясение, отчего откололась верхняя часть одного из колоссов возле входа в большой храм. Тогда колосс не был отреставрирован, и сейчас отколовшаяся часть лежит в том же положении, что и в ту давнюю пору.
Построить «на века» не удалось — такой вывод можно сделать ещё и по тому, как долго в храмах отправляли культ. Можно предположить, что уже в 593 году до новой эры храмы были заброшены и значительно засыпаны песком. Такой вывод приходится делать, глядя на подписи греческих солдат, оставленных довольно высоко на колоссах.
Затем эти великолепные постройки были совсем забыты. Они открылись взору европейцев только в девятнадцатом веке (новой эры). В 1813 году, предприняв плавание по Нилу, швейцарский путешественник Иоганн Буркхардт обнаружил храмы Абу Симбела.
Всю свою сознательную жизнь Буркхардт прожил путешествуя. До жизни в Египте он успел открыть для европейцев скальный город Петра (сейчас территория Иордании), известный, в первую очередь, скальной постройкой Эль-Хазне (как мне говорила иорданский гид: фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход» замечательно разрекламировал эту иорданскую достопримечательность»).
Иоганн Буркхардт жил в Сирии и побывал в Пальмире. После открытия храмов Абу Симбела, переплыв Красное море, побывал и Мекке, и в Медине. Умер Иоганн Буркхардт на тридцать третьем году жизни, спустя четыре года после открытия храмов Абу Симбела, заболев дизентерией, так и не исполнив свою мечту добраться до реки Нигер в западной Африке.
После того, как Буркхардт поведал европейцам о диковинных скальных постройках между первым и вторым порогами Нила, осмотр этих храмов вошёл в «обязательную программу посещения Египта». Человек, расшифровавший египетские письмена Жан Франсуа Шампольон писал своему брату: «Один только храм в Абу Симбел стоит того, чтобы совершить путешествие в Нубию». Из того же письма мы узнаём, что в 1828 году вход в большой храм был засыпан песком, и чтобы проникнуть вовнутрь храма, Шампольону и его спутникам удалось расчистить лишь узенький лаз.
Жан Франсуа, добился выдающихся результатов, проведя свои величайшие исследования теоретически, лишь единожды был в Египте. Но, в отличии от Буркхардта, умер он, вернувшись домой, во Франции (в возрасте сорока одного года от апоплексического удара).
Я упомянул мнение египтолога Барбары Мертс о древних постройках, появившихся по воле Рамсеса Второго. Здесь добавлю, что разделяю мнение именно Буркхардта и Шампольёна: Абу Симбел стоит увидеть, хоть и «Рамсеса там немало»!
Кажется мнение Мертс непопулярно: с тех пор, как о храмах Абу Симбел стало известно, их старались посетить все египтологи мира. И он стал, вероятно, наиболее исследованной древнеегипетской постройкой.
Тому что храм многократно и со многих ракурсов сфотографирован, изучен и, можно сказать: «разобран по кирпичику», способствовала не «рекламная кампания» последователей Буркхардта, но то, что в двадцатом веке (новой эры) храмы действительно разобрали, перенесли и реконструировали из-за строительства Асуанской плотины.
Сфотографировали и каталогизировали храмы и все изображения из них чтобы, после того как храмы были разобраны, была возможность собрать их на новом месте в точности какими они были до операции по изменению их местоположения. Удалось даже обеспечить тот же угол для лучей солнца два раза в год пробегающих по лицам скульптур богов.
Замечу, что строительство Асуанской плотины было необходимо из-за происходивших уже много веков разливов и затоплений земель водами Нила. Доставалось и древним постройкам.
Теперь севернее плотины высота Нила неизменна! А южнее — не столь важно, что уровень воды там меняется, сколь важно то, что создав затор, плотина повысила его настолько, что многие древние постройки скрылись под водой.
Такая участь постигла не все нубийские памятники. В 1960-е годы (новой эры) ЮНЕСКО «объявляет о начале кампании по спасению памятников Нубии в Египте, предусматривающей перенос Большого храма Абу Симбел и предотвращение его затопления водами Нила в результате строительства Асуанской плотины». Некоторые древние храмы были перенесены, некоторые — подняты, а некоторые подарены народам стран, принимавшим участие в кампании по спасению памятников.
© Плакунов Ф. М., Текст исправлен и дополнен в 2023 году
На автора статьи, помимо личных впечатлений и фотографий, влияние оказали следующие источники:
1. Meyers Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East (Five Volume Set) 1996;
2. Барбара Мертц, Древний Египет, Москва, Центрполиграф, 2007;
3. British Museum Dictionary of Ancient Egypt;
4. Джойс Тилдесли, Египет, возвращение утерянной цивилизации, М., Столица-принт, 2007;
5. Материалы с сайта ЮНЕСКО: http://www.unesco.org © UNESCO
PS Выражаю благодарность моим товарищам египтянам: Махмуду и Ясиру, благодаря кому моё посещение храмов Абу Симбела состоялось (И состоялось столь сказочным образом, что по храмам Абу Симбела я прогуливался совсем один, и даже работники музейного комплекса ещё не встали на свои посты).
PPS это первая статья из цикла, посвящённого путешествиям по Египту. Вероятно, она написана неидеально (Её задача окунуться в историю, вызывающую столь обширные впечатления. Дополнения к этой статье я посвящу, среди прочего, более приземлённым туристическим темам — как доехать, где жить, сколько потратить). Вероятно, у меня появится желание что-то дополнить и подправить имея ввиду впечатления. Так что этот текст не следует считать окончательным — изредка я могу его дополнять и уточнять.
© Плакунов Ф. М., 2015
Обожаю Абу Симбел (но никогда там не был)
Египет! Волшебный колдовской мир Древнего Египта!
Портреты людей , живших тысячи лет назад , но людей , живших такой ,наверное , не менеенасыщенной жизнью.
Когда смотришь на изображения таких мгновений из жизни египтян , так жалко , что они безмолвны! Танцовщицы крутчтся в танце , музыканты играют на систрах и арфах , глашатаи читают приказы – но !! Кто может воскресить все эти звуки. Это ведь не Розетский камень ..Жаль
Звук — да. Но представьте, Наталия, что те изображения были в цвете. Сейчас в цвете лишь малая часть (меня всегда поражали цветные изображения сохранившиеся с древней поры). И приходится использовать воображение, чтобы до-раскрасить померкнувшее. Также и со звуком: воображение может воскресить! Особенно если уклониться от “стандартных” туристических маршрутов, приехать “не в сезон”, и побродить в одиночестве. В полной тишине, без посторонних, воображение может и до-раскрасить, и озвучить. Я думаю, что просто не стоит ограничивать себя и, опираясь на воображение, пойти дальше… тогда Египет можно услышать)
едем, едем, едем…всенепременнейше…
А какой смысл в Вашем блоге, если подаете неверную информацию, причем даже понятия не имеете где находится этот храм ? Я придираюсь не как интернет-задрот, а как человек в одиночку съездивший в Абу-Симбел.
► Фёдор (Theodor-FM): Прикольное мнение! Ну… храмы находятся именно там, где я нарисовал их на карте (имею ли я об этом понятие!? Думаю, имею). Верна ли информация, “подаваемая” здесь? Верна! Всякое вроде “интернет-задрот” комментировать негоже, если где-то на ваш взгляд попала неточность, то буду признателен, ежели сообщите. О смысле “блога” умолчу. Очень так красноречиво подписались – “Error”. Спасибо, что посетили мой сайт.