Из Карнака к храму Амона в Уасете — Фивах вела аллея сфинксов. Сейчас аллея сфинксов сохранилась не полностью: множество постаментов без сфинксов. Немало и пустых мест, где когда-то были подиумы для сфинксов, а теперь лишь разбросаны несколько камушков! Но возле храма Амона около ста метров аллея сфинксов явлена, если и не в первозданном виде, то в большой сохранности.
Сам храмовый комплекс Амона замечательно сохранился. Постройки здесь стали возводить фараоны восемнадцатой династии. Считается, что сейчас (из доступных) наиболее древние построены фараоном Золотого века Аменхотепом Третьим.
В источниках можно прочитать, что Аменхотеп Третий явно перестроил то, что было построено по приказу его предков. Вернее сказать, он разрушил многие старые постройки, а материал, из которого они были созданы, использовал повторно. На некоторых каменных блоках можно обнаружить картуши отца Аменхотепа Третьего Тутмоса Четвёртого и считается, что какое-то святилище там строила его прабабушка царица Хатшепсут.
Теперь свидетельств древнейшего строительства нет — доступные для осмотра элементы храма построены уже по приказу фараона Золотого века — именно Аменхотеп Третий занялся более масштабным строительством в Уасете. В “Луксорском храме Амона” он построил и святилище, и выстроенный перед святилищем гипостильный зал. Сейчас от многих колонн гипостильного зала остались только основания.
Есть предположения, что и четырнадцатиколонный холл перед гипостильным залом начал строить Аменхотеп Третий, но закончить строительство не успел. А поскольку его преемник Эхнатон предпочёл молиться не Амону, а Атону, строительство было прервано. Закончил холл только внук фараона Золотого века Тутанхамон.
Дальнейшее строительство велось фараонами девятнадцатой династии. Первый фараон новой династии Рамсес Первый за год или два года его правления не успел что-либо построить здесь. Картуш же его преемника Сети Первого встречается!
Новое масштабное строительство случилось при третьем фараоне этой династии Рамсесе Втором Великом. Он отстроил большой пилон, колоссы, обелиски (один из которых сейчас установлен в Париже на площади Согласия) и окружил колоннами и скульптурами образовавшийся за пилоном большой двор.
В пору правления фараонов Восемнадцатой династии, к которой относят и Хоремхеба, и Эйе, хотя они не были родственниками своих предшественников, длина храмового комплекса не превышала двух сотен метров. После строительства Рамсеса Второго длина храмового комплекса приблизилась к двумстам пятидесяти метрам.
Ось пристроек Рамсеса несколько отклоняется от оси предыдущих построек, создавая причудливый поворот одного двора храмового комплекса относительно оси старого храма. Поскольку храм расположен близко к Великой реке, возникает желание именно с этим связать очевидно “неровное строительство”. Уоллис Бадж писал, что одна из стен храмового комплекса “буквально вырастает из воды” [Нила].
Действительно, храм расположен так, что самая древняя его часть приближена к Нилу. Но сейчас между храмовым комплексом и Нилом дорога, а изгиб Нила такой, что пристройка Рамсеса значительно отдалена от реки. Конечно, за несколько тысяч лет русло и пойма меняли свои очертания. Вот только чтобы от этих изменений зависел план застройки, они должны быть значительными, что маловероятно!
Скорее, дело в выборе места и старых ошибках! По-другому, места нахождения древнейших построек не вписывались в общий концепт, когда храм должен быть продолжением Аллеи сфинксов. Рамсес исправлял топологические просчёты!
Рамсес приказал строить пилон, где в момент “нового строительства” ещё существовала часовня Тутмосидов, которую не желали разрушать. Но куда важнее было сориентировать постройки по оси Аллеи сфинксов. Следствием последнего и стал поворот оси.
Как бы то ни было, но явно предшественники Рамсеса Великого к обособленному храму Амона в двух километрах от Карнака относились не как к самой важной святыне. Об этом говорит и то, что возле ценимых фараонами храмов, они создавали колоссы со своими лицами. Ни фараон Золотого века, ни прочие правители восемнадцатой династии, как и двое первых фараонов девятнадцатой династии, возле Луксорского храма таких не строили.
Только Рамсес Великий, построив ещё один двор и пилон перед ним, приказал установить рядом массивные скульптуры. Теперь перед первым пилоном два колосса — скульптуры сидячего Рамсеса Великого — в древности колоссов было четыре. Ещё два меньших колосса — перед четырнадцатиколонным холлом. И по периметру “рамсесова двора” так же установлены скульптуры.
Во дворе пристройки Рамсеса Великого расположено святилище фиванской триады богов: Амона-Ра, Мут и Хонсу. Именно там обнаружены картуши Тутмоса. Справедливо предположить, что цари восемнадцатой династии строили, где вздумается и так, как вздумается, и Тутмос построил святилище Амона, не смотря на то, что таковое имеется и за двором Аменхотепа Третьего! И притом все эти строения были построены, как кажется, совсем без оглядки на ось Аллеи сфинксов.
Чтобы попасть во двор, построенный Аменхотепом Третьим, нужно пройти через пилон и двор Рамсеса Второго, затем — через четырнадцатиколонный холл. Из двора Аменхотепа попадаешь в древнейшие, но обновлённые, комнаты древнего святилища. Туристы так и делают.
Рассказывая об “обновлении” в первую очередь имеют в виду Древних Римлян. Значительные строительные работы проводились в храме по приказу императора Диоклетиана. Когда Египет стал римской провинцией, древнеегипетский храм был перестроен в храм культа тетрархов. Рядом размещался военный лагерь.
Копты использовали храм как церковь. Они-то и замазали древние рельефы. А в Средние века во дворе, построенном Рамсесом, была построена мечеть. Несмотря на последние происшествия, храмовый комплекс неплохо сохранился.
Цветные росписи, впрочем, сохранились хуже, чем, например, в храме Рамсеса Третьего в Мединет Абу. Должно быть, уже в последние века многое, что можно было ещё увидеть, по различным причинам исчезло.
В частности, путешествовавший по Египту в девятнадцатом веке сэр Джон Гарднер Уилкинсон зарисовал древнеримские росписи. Теперь там, где был устроен храм культа римского императора, точнее четырёх императоров: Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора, едва-едва видны краски. И то, как был расписан храм культа тетрархов теперь можно увидеть только рассматривая его рисунки.
Впрочем, туристы часто не слишком интересуются и тем, что всё ещё можно увидеть. “Туристический маршрут” проложен по искривлённой оси храма, и нечасто кто-либо выходит за пределы храмового комплекса. Хотя и справа и слева есть на что посмотреть!
Если отправиться налево и покинуть храмовые постройки, то можно прогуляться в Музее под открытым небом, где представлено много древних артефактов, обнаруженных на территории комплекса. Обнаруживают там немало!
Древнее жречество нередко закапывали ценности, желая уберечь их от разграбления захватчиками. В частности, храм был разграблен персами, после чего он восстанавливался Александром Македонским, а затем и Птолемеями.
Последняя крупная находка на прилагающей к Луксорскому храму земле случилась в 1989 году. Найденные тогда скульптуры выставлены в Луксорском музее. (Та находка столь значительна, что ей стоит посвятить отдельную запись!)
© Плакунов Ф. М., 2016, Текст исправлен и дополнен в 2023 году