Прямо на луксорской набережной, недалеко от древнего храма — Луксорского храма Амона, разместили небольшую экспозицию. Тематическая выставка нечасто посещаемого небольшого Музея мумификации уместилась в одном большом зале неправильной формы.
Если пойти, как рекомендуют устроители выставки, вдоль стены до конца зала, то, ознакомившись с рисунками, описывающими процесс мумификации, подойдёшь к нише, достаточно большой, чтобы там помимо боковой дорожки и лесенки, осталось место для мумии. Это мумия верховного жреца Амона, генерала Масахарта — сына самопровозглашённого фараона Панеджема Первого, принадлежащего фиванской теократической династии.
Масахарта жил, когда в дельте Нила в Нижнем Египте — в Танисе и Пер-Рамсесе правили фараоны двадцать первой (манефоновой) династии. Его отец, Панеджем Первый, совсем не родственник тинисского фараона, женившись на дочери последнего Рамессида, смог обеспечить своеобразную независимость Фив. Его власть простиралась и на Верхний Египет, и на Средний! В ознаменование чего он стал писать своё имя в картуше.
Манефон всё же перечисляет его среди царей двадцать первой династии. Впрочем, размышлять о царском достоинстве отца Масахарта стоит осторожно: сторонники танисского фараона, кажется, поднимали в Фивах мятеж против жреческого семейства!
После подавления мятежа и ссылки мятежников, была изготовлена “Стела изгнания”, из текста на которой и узнали, что на двадцать пятом годе правления некого фараона вспыхнуло восстание против фиванского жречества. Хоть фиванский жрец Пенеджем и принял царский титул, всё же египтологи предполагают, что фараоном, двадцатипятилетний срок правления которого указан на “Стеле изгнания”, является танисский правитель Смендес!
Иными словами, мятежники знали, что фиванский царь — самозванный, а верными следует быть настоящему фараону! Впрочем, хоть Смендес и Панеджем не были родственниками, можно предположить, что свойственниками они всё же являлись! То есть их семейная связь появилась, как следствие браков.
Как бы то ни было, Панеджема Первого, опираясь на записи Манефона, всё же считают фараоном двадцать первой династии. А вот Масахарта в списке Манефона нет! Зато там есть имя его брата Псусеннеса.
Может быть, Масахарта и стал бы преемником Смендеса или вероятного сына последнего, но как считается, умер он на двадцать четвертом году царствования названного фараона. Предполагается, что Масахарта смог побывать лишь полководцем и верховным жрецом Амона в Фивах.
Уже после смерти Масахарта светская власть всё же перешла к представителю семьи Панеджема — фараоном в Танисе стал Псусеннес. А в Фивах Верховным жрецом Амона стал другой брат Масахарта Джедхонсуефанх. И судя по всему, фараон не слишком вмешивался и в мирские дела жрецов Амона — властвовал каждый на своей территории.
Всё это походит на… “семейное предприятие”: Смендес женился на родственнице рамесидов — царице Тентамон, чем обеспечил себе трон. Затем было непродолжительное царствование его сына Аменемнису — внука последнего Рамсеса (Одиннадцатого). После чего на трон Таниса взошёл другой внук Рамсеса Одиннадцатого Псусеннес Первый — сын принцессы Дуатхатхор-Хенеттави и Верховного жреца Амона уже названного Пинеджема, чьи дети судя по всему никогда не теряли контроля над Фивами!
К слову, на статуе, установленной в первом дворе Карнака, можно обнаружить имя фараона Пинеджема. Но, увы — это свидетельство кражи! Пинеджем приказал переименовать статую, установленную в карнакском храмовом комплексе ещё Рамсесом Великим. Может быть, что-то такое и стало последней каплей после которой вспыхнуло восстание, упомянутое на “Стеле изгнания”?!
Тщеславие и хитросплетения раздела власти в ту смутную пору интереснейшая тема для отдельных исследований и совсем не является темой выставки, которой посвящена заметка! Некоторые события из жизни фараонов двадцать первой династии здесь описаны, только чтобы показать, сколь высокопоставленным сановником был некогда хозяин теперь мумифицированного тела, покоящегося на набережной.
А посему, вернёмся в музей!..
Изучив рисунки, расположенные вдоль стены, описывающие процесс мумификации, спустившись по ступенькам и почтив память древнего генерала верховного жреца Амона, посетитель может ознакомиться с основной частью экспозиции.
Осмотреть можно: принадлежности для мумификации. В том числе декорированные изображениями богов канопы — чаши для хранения органов умершего. А также, несколько скульптур богов, мумии животных: обезьяны, кошки, барана, собаки и одного крокодила (большое число мумий крокодилов выставлены в музее Ком-Омбо). Уже совсем рядом со входом (выходом) расположены деревянные, красочно расписанные саркофаги.
Музей посвящён одной теме: выставка рассказывает о процессе мумификации. Оттого размер музея как будто подходящий. Коллекция Каирского музея столь обширна, что после часа прогулок по залам может произойти перенасыщение, когда дальнейший осмотр лучше перенести на другой день. Луксорский музей меньше Каирского, но в разных залах разная тематика и выставлены экспонаты из разных исторических периодов, оттого его также можно осматривать не один день.
Выставка в музее мумификации создана так, что её легко воспринять целиком за одно посещение. Но оттого, что выставка всё же небольшая, и её можно осмотреть не раз.
© Плакунов Ф. М., 2017
Интересно было бы ознакомится с истерией возникновения самого мумифицирования в древнем Египте.
Да, Вы правы: интересно ознакомится, и стоит посвятить этой теме запись. Но, это ещё одна большая статья – уж точно бо’льшая, чем эта. Пока описываю ещё не описанные точки на картах (Египта и Луксора). В перспективе… наверное… и до мумификации доберусь.
…здесь уделил больше внимания представителю фиванской теократической династии, который не подчинялся танисскому фараону, хотя, вероятно, и имел с ним союзнические отношения.
Спасибо, за внимание к сайту