Прощай 2017-й: выставка из Турина и театр «Фарсы»

27 Дек
12

С 16 июня 2017 года в Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка, организованная Государственным Эрмитажем и Египетским музеем в Турине (10 января 2018 года туринцы заберут всё обратно). «Приехала» не слишком большая, с лёгкостью разместившаяся в одном зале с галереей, экспозиция древнеегипетских артефактов. Но для музея, чья собственная египтологическая коллекция умещается в одном зале, это – несомненно, немало! Не стану рассуждать об этой выставке (лучше не слушать или читать, а смотреть, что возможно по 10 января 2018 года. Если же очень хочется послушать, то кое-что рассказывает куратор выставки Андрей Олегович Большаков). Но выражу некоторое удивление по поводу… древнеегипетской экспозиции. Туринская экспозиция допол­нена большущим монитором на котором демонстрируется фильм-компьютерное моделирование гробницы Нифертари. И вот вопрос: если ещё до входа в «древне­египетский» зал с постоянной экспозицией стоят множество дорогущих и пустующих (не слишком используемых) компьютеров для ознакомления с некоторыми мультимедийными презентациями, почему необходимо ждать приезд подобных фильмом-моделирований гробниц из Турина? Неужели невозможно выделить пару из тех компьютеров и демонстрировать подобные фильмы в (увы) единственном зале с египтологической коллекцией!?

Что же до общего впечатления от экспозиции, то оно в целом хорошее. Пять привезённых статуй Сехмет производят впечатление на фоне единственной статуи Сехмет, именно её [вероятно] и вывез из Египта Авраам Норов в XIX веке. Папирусы, саркофаги, фрагменты стен, деревянные, фаянсовые и каменные скульптуры — всё интересно, особенно на фоне скромной коллекции Эрмитажа. К тому же в галерее, помимо саркофагов, выставлены макеты нескольких храмов. В местечке эль-Хилла расположен некий храм, где я ещё не бывал, чей макет также представлен. Впрочем, рядом расположена «Модельхрам из эль-Хилла храма в Северной Тафе». Эта модель очень уж похожа на храм, который в 1960-х годах был передан в город Лейден, что в Нидерландах, как благодарность за помощь в сохранении египетских древностей, которые могли пострадать в связи с затоплением водохранилища Насер. Так что и тот храм из эль-Хилла вполне может быть куда-нибудь перенесён (информации об этом храме я пока не нашёл). В общем, ознакомиться с Туринской экспозицией конечно полезно!

Затем я прогулялся-осмотрел и прочие выставки Эрмитажа. Давно не был в Зимнем дворце и сделал это с удовольствием. Но кое-что меня смутило. Ассоциация такая: некогда сын Владимира Набокова приезжал в Россию. Естественно, посетил Рождествено. Приехал посмотреть усадьбу, от которой его отец вынужден был отказаться. Ещё Владимир Набоков отказался и от печальной участи аристократа, оставшегося в советской России, где стала бесноваться чернь — эмигрировал. Большевики устроили в усадьбе сначала общежитие техникума, школу, затем музей колхоза имени Ленина и, наконец, музей В. В. Набокова. И более чем через полвека после грабежа, прогуливаясь по своей усадьбе (вступивший во владение в 1916 году В. В. Набоков к моменту посещения усадьбы Д. В. Набоковым уже умер, и собственность перешла уже к его наследнику) с весьма недовольным видом, наследник Д. В. Набоков услышал (и все кто видел эту запись также услышали) «предложение» «угоститься чаем». Нас­лед­ник имения хозяйски высокомерно проиг­норировал «предложение» наслед­ницы грабителей, которая, очевидно, не проник­лась абсурдностью ситуации: нахо­дясь в разграбленной усадьбе, она предла­гает чай ограбленному хозяину, который её должен считать как минимум представите­лем следующего поколения воров, преемницей большевистской грабительской черни.

Так вот, весь первый этаж Эрмитажа завешан красными флагами!? На парадной лестнице — гротескное изображение крас­ных звёзд и рабочего с молотом, метящего этим молотом в ближайшую скульптуру. Большие цифры: «1917». Потом несколько залов, где портреты Романовых всех возрастов развешаны вперемешку с пор­третами Ленина, различных уголовников и черни, которые разграбили дворец в том самом 1917!? В этом контексте должен впечатлить зал, где центральная надпись гласит: «Зимний дворец после штурма», а в пояснении написано, что рабочие и солдаты после изгнания Временного правительства ворвались во дворец и искали золото, портили картины и прочее. Для нагляд­ности фоном помешены фотографии этого «после изгнания, после штурма» и повешены рамы без картин. Как мне видится, только в России (всё ещё управляемой чернью) могут устроить в Зимнем дворце выставку портретов уголовников, которые ломали и грабили Зимний дворец и предложить ограбленному попить чаю из отнятой чашки!

Потом я ещё раз осмотрел египетские экспозиции и задумался, что в «учебный театр на Моховой» я всё же в этом году не успею. Тем, кто всё же соберётся в этот театр, рекомендую не пренебрегать акцией предлагаемой администрацией театра. А закончу я эту заметку ссылкой на любимейший спектакль театра Фарсы, где играл Сергей Бызгу, теперь имеющий свой курс в учебном театре на Моховой. Спектакль Фантазии или Шесть персонажей в ожидании ветра (Санкт-Петербургский театр «Фарсы») можно посмотреть целиком, ссылка же дана на одну из известнейших сцен, где герой Сергея Бызгу во главе пирамиды оркестра.

12 thoughts on “Прощай 2017-й: выставка из Турина и театр «Фарсы»”

  1. А мне понравилась выставка “1917”, вернее, не понравилась, скорее, ошеломила. образ “взрыва” всего и вся передан удачно. Да , исчезло пространство парадного зала, вообще не ясно, где очерчены границы зала и куда он девался, но на мой взгляд, это и есть характеристика тех событий.
    Египетская выставка хороша умиротворённостью, ощущением вечности. конечно прелестны кисы, с достоинством, как им и подобает сидящие вряд.

    1. Я бы сказал, что «характеристика тех событий» неполная — надо было ещё поставить аудиозапись мата солдатни и матросни, а «исчезать» должно было не «пространство парадного зала» а убранство дворца и всяческие предметы. Погром и разбитые стёкла — это характеристика тех событий. Признак дурного вкуса — имевшую место в истории дырку в потолке не заделывать, а ещё и кичиться этим, вывешивать портреты Геростратов, и предлагать ограбленному пить чай из отнятой у него чашки!

      1. насчёт аудиозаписи — идея хорошая. с остальным не согласна: “дырки” давно заделали!

  2. Немного раньше, чем в Зимний ворвались “потоки черни”, там похозяйничали его “защитники” – господа юнкера, по своей культуре на том историческом отрезке времени ненамного отличавшиеся от упомянутой выше группы “товарищей”, начавшие по сути разграбление и порчу дворца, о чем свидетельствуют фотографии тогдашнего директора. Лиха беда -начало!

    1. Интересно, я этого не знал. И фотографий не видел. И что значит “тогдашнего директора”? Там вроде Временное правительство размещалось!?

      1. нет , тогда уже была дирекция Эрмитажа. Сейчас вспомню . Он очень много сделал , спасая музей от грабежа . Ведь грабили жилые комнаты ,а фото можно найти.

  3. посмотрите в документах о работе Эрмитажа до 1918 года . Директор- граф Толстой, огромное количество посетителей , экскурсий, начало эвакуации экспонатов.

      1. А, ясно, Врангель был хранителем
        В 1906 г. Барон Н.Н.Врангель был принят в штат Императорского Эрмитажа. Известный библиофил В.Адарюков вспоминал: “Имена некоторых хранителей пользовались почтенной известностью — как исключительных знатоков, зарекомендовавших себя рядом ученых трудов; в числе таковых надлежит назвать: Я.И.Смирнова, фон Ленца, Маркова и в особенности Н.Н.Врангеля…[который] несмотря на свои молодые сравнительно годы, владел огромными знаниями, большим художественным вкусом и исключительной зрительной памятью; увидев раз какую-нибудь картину, он совершенно точно запоминал ее раз навсегда. Я помню, что одно лицо купило в Лондоне за значительную сумму портрет Петра I, якобы написанный с натуры во время его пребывания за границей. Когда портрет прибыл, многие собрались его посмотреть, все восторгались, и последним пришел Н.Н.Врангель; едва взглянув на портрет, он сказал: “Копия, оригинал в Гатчине”. Все были поражены, но на проверке оказалось, что Н.Н.Врангель был прав”.

        1. 863 по 1878 — Гедеонов, Степан Александрович
          с 1879 по 1888 — Васильчиков, Александр Алексеевич
          с 1888 по 1899 — Трубецкой, Сергей Никитич
          с 1899 по 1909 — Всеволожский, Иван Александрович
          с 1909 по 1918 — Толстой, Дмитрий Иванович
          с 1918 по 1927 — Тройницкий, Сергей Николаевич

      2. Я конечно не вчитывался в «Воспоминания графа Д. И. Толстого», но о юнкерах он пишет именно как о защитниках: «У Дворца, штабов и других казенных зданий караул несли юнкера — солдатам правительство не доверяло, матросов боялось». О разграблении юнкерами он ничего не пишет, хотя описывает много дней с февраля по октябрь. Пишет, что 24-го в 9 часов вечера старый караул [то есть юнкера] сдался и был обезоружен. А описывая следующие дни – 25-е, он сообщает, что «идет грабеж — толпа проникла в помещение через Романовскую галерею и внутреннюю лестницу из Зимнего Дворца, разбила шкафы, комоды, сундуки, столы и тащит, что может с 6 часов». Так что чтобы юнкера «ненамного отличались от упомянутой выше группы товарищей» я не нашёл!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Написать письмо Фёдору...