“Брошенная деревня расхитителей гробниц” в Луксоре

5 Июл
0

Прогуливаясь от Колоссов Мемнона к развилке, откуда дороги ведут к Долине цариц и Мединет-Абу или Рамсессуму, Долине знати и храму Хатшепсут, путник обязательно задержит взгляд на горном склоне со “старыми” домами девятнад­цатого или двадцатого века новой эры. Дома выглядят заброшенными.

“Знающие люди” рассказывают, что это брошенная деревня расхитителей гробниц. Интересовавшиеся уточняют, что это деревня потомственных расхитителей гробниц. С таким уточнением описание больше соответствует действительности, но всё же является преувеличением.

Если путник видел немного храмов и гробниц западного берега Луксора, то, скорее всего, желания отправиться в сторону деревни с заброшенными почти современными домами не возникнет. В результате, путешественник пройдёт мимо весьма интересных древних гробниц. Поэтому стоит рассказать, что там можно увидеть.

Я посетил эту деревню случайно. Задача была подняться на ближайшую гору, чтобы осмотреться сверху и сделать несколько фотографий. К слову, с вершины горы просматривается и древний посёлок строителей гробниц с его маленькими пирамидами, находящийся в горном массиве как раз за той горой, на вершину которой я залез.

Полюбовавшись видами, я стал спус­каться вниз. А, раз уж крыши домов, или вернее — дыры в крышах, были прямо подо мной, я и решил пройти через заброшенный посёлок.

Повествуя об этих домах, рассказчики невольно рисуют в воображении слушателя картину: в один из дней двадцатых годов двадцатого века новой эры утром из этих домов выходят Говард Картер со своими компаньонами. Они направляются в Долину царей, искать гробницу Тутанхамона.

Эта фантазия не соответствует действительности. Дом, где жил и работал Говард Картер известен. Несколько лет назад египтяне приняли решение создать новый музей, посвящённый Картеру и его деятельности в Египте. Дом-музей находится не возле Колоссов Мемнона и ближайшей дорожной развилки, а севернее — возле дороги в Долину царей.

Отмечу, что журналисты, описывавшие раскопки Картера, как-то не писали о «посёлках расхитителей гробниц». Это ка­сается и Генри Мортона, который в 1923 го­ду приехал в Египет по заданию лондонской газеты, чтобы описать открытие погребаль­ной камеры гробницы Тутанхамона.

У Мортона есть описание ситуации, когда, он вынужден был купить «руку мумии», чтобы от него отстали навязчивые туземцы. После покупки от него не отстали, а ещё дюжина туземцев принесли ему ещё дюжину рук. То есть о расхитителях гробниц он знал!

Вот только, все туземцы промышляли продажами древностей, если находился покупатель. И этак все посёлки Египта придётся назвать «деревнями расхитителей гробниц», причём – потомственных расхитителей!

Спускаясь с горы, возвышавшейся над горным посёлком, я был удивлён: помимо множества собак в посёлке обитали и лю­ди. Приблизившись, я увидел, как туземцы вешают сушиться бельё.

Жители посёлка заметили меня — путника, спускавшегося с вершины горы, и, несмотря, вероятно, на некоторое удив­ление, приветливо замахали мне руками. Как я понял, в посёлке жителей немного — одна или две семьи — человек пять или, максимум, десять.

Не желая встретиться со стаей собак, я, ответно поприветствовав жителей горного посёлка, решил спуститься с горы чуть севернее и войти в посёлок не сверху, а сбоку, попутно заглядывая в пещеры. В большинство пещер можно было не заглядывать — смотреть там нечего! Об этих пещерах не скажешь даже, что, если там и были росписи, то они давно стёрлись.

Большинство пещер никак не охранялись, очевидно, использовались как хозяйственные помещения жильцов тут же построенных домов, и, если что-то там и было, за века всё ценное было вынуто, включая те самые руки мумий.

Вышесказанное касается пещер, лазы в которые не были засыпаны и над ними не строили дома. Возможно, жили прямо в них, но теперь такие пещеры пустуют, а некоторые превратились в мусорные свалки.

Трудно сказать, какое именно место имел в виду Страбон, написав: “Над мемно­нием находится около 40 высеченных в ска­листых пещерах царских гробниц, замеча­тельно построенных и достойных обозре­ния”. Если он не аллегорично описал гроб­ницы фараонов восемнадцатой и девятнад­цатой династий, которые находится не сов­сем “над мемнонием”, то, должно быть, он описывал именно те пещеры-ходы, кото­рые и видны, если смотреть на луксорские горы. Те самые, в некоторые из которых мне довелось заглянуть?! Правда, “царских” среди них нет! Кажется, Страбон всё же писал о каких-то других пещерах!

И уж точно он не имел в виду те пещеры-гробницы, которые скрыты от глаз, которые всё ещё необходимо найти, проходы в них освободить от песка и камня. Можно сказать: открыть их так же, как и Говард Картер открыл гробницу Тутанхамона!

Подобные открытия происходят! И, должно быть, на египетской земле они будут ещё долго происходить.

В ноябре 2015 года открылись для посещения три гробницы — в Qurnat Marey, обнаруженные под теми самыми домами, куда я забрёл совершенно случайно и тем самым наградил себя своим маленьким собственным открытием. (Иногда полезно лезть в гору безо всякой цели.)

То, что путешественник сможет осмотреть не подвальные замусоренные помещения, а именно древние гробницы, становится ясно ещё из надписей на табличках установленных рядом со вхо­дами: “Аменхотеп Хеви”, “Аменемонет”, “Аменемхеб”. Вероятно, и под прочими домами есть древние гробницы (во всяком случае, куда ни глянь, повсюду видны зарешёченные проходы).

Что же до самой деревни — Qurnat Marey, то, хоть иногда средь разрушенных домов и попадались выразительные виды, гулять там небезопасно и нецелесообразно! По крайней мере, пока там не открыты новые древние гробницы.

В горах Луксора есть очень глубокие гробницы сложной планировки. Три гробницы в посёлке Qurnat Marey неглубокие и небольшие. Но эти гробницы могут удивить и поразить.

Во-первых, впечатляет место их расположения, то о чём я уже говорил: проходы в гробницы находятся прямо под домами. Хотя, как видится, этому удивляться не нужно долгие века в этих горах столько хоронили, что удивлять должно отсутствие где-либо гробниц!

Во-вторых, так же, как были удивлены археологи, обнаружившие неразграбленную гробницу Тутанхамона, удивляться могут и открыватели гробниц с великолепно сохра­нившимися цветными настенными роспи­сями и множеством древних предметов, которыми пополнили коллекцию Луксорского музея — в музее появились несколько новых витрин.

За себя скажу, что для меня, заглянувшего в заваленные мусором пеще­ры и полуразрушенные заброшенные дома, явно не имеющие отношения к древности, приятным сюрпризом стали несколько гроб­ниц с великолепными росписями. Да ещё и там, где я их не ожидал увидеть.

Скучающие сторожа сидят в ближайшем к дороге доме. И хоть ясно, где находятся входы — по табличкам, без музейных работников не обойтись. Они должны открыть решётки, обеспечивающие сохранность вновь открытых гробниц.

Средь заброшенных домов в Qurnat Marey теперь можно осмотреть:

1. гробницу TT 40 Аменхотепа Хеви — “Царского сына Куша” или, вероятно, вице-царя в Куше, то есть начальника южных земель в правительстве Тутанхамона — то, что его повелителем был Тутанхамон можно определить по картушам. В его гробнице, в подтверждение того, что речь о южных странах нарисованы чернокожие нубийцы, приносящие дары.

На рисунках в гробнице изображены два помощника Царского сына Куша, из чего исследователи заключили, что Нубия — южные земли, была административно поделена на две части: Нижняя Нубия — “Вават” и Верхняя Нубия — собственно Куш. Аменхотеп Хеви имел множество титулов, соответствующих занимаемым им должно­стям, но здесь называю только показав­шийся мне наиболее любопытным — “посланник фараона во всех странах”.

2. гробницу ТТ 277 — самую маленькую из трёх гробниц открытых в Qurnat Marey. Это гробница Аменемонета, Божественного отца (жреца культа Птаха), в храме Миллионов лет фараона Аменхотепа Третьего. Предполагается, что Аменемонет умер, когда Египтом правили фараоны девятнадцатой династии. Интересно, что датировку гробниц можно проводить и по работам художников: замечено, что пропорциям и деталям больше уделялось внимания, когда правили фараоны восемнадцатой династии, а после смены династий художники-современники девятнадцатой династии стали небрежными, и рядом могли быть изображены фигуры разного размера и с непропорциональными руками и ногами.

3. гробницу ТТ 278, которая принадлежит Аменемхебу. О нём известно немного. Судя по всему, он управлялся с рогатым скотом, принадлежавшим жречеству Амона-Ра. Предполагается, что служил он и умер, когда правили фараоны девятнадцатой или двадцатой династии. Несколько рисунков изображают Аменемхеба с его женой, у которой было имя Тэй, и она была певицей Амона.

Здесь помещены только несколько фотографий и даны только поверхностные сведения об этих трёх гробницах. Несомненно, и мне, и любому заинтересо­вавшемуся стоит собрать больше сведений об Аменхотепе Хеви, Аменемонете, Аменемхебе — этих трёх вестниках Древнего Египта.

Покинув гробницы, я вновь прошёлся по развалинам посёлка. Заглянул в пару домов. После осмотра древних гробниц эти развалины не впечатляли, и я отправился к Колоссам Мемнона.

Когда лазаешь по горам и заброшен­ным деревням, часто о находках нет никаких сведений — сторожа редко когда могут хоть что-то рассказать. Углубляться в историю приходится уже дома!

После возвращения я узнал, что гробница Аменхотепа Хеви была обнару­жена ещё в 1828 году Джоном Гарднером Уилкинсоном. Гробница Аменемонета — в 1917 году, а гробница Аменемхеба — судя по всему, в 1927 году.

Сейчас допуск до гробниц был обеспечен, чтобы увеличить туристический поток, но, по словам министра древностей доктора Элдамати, этот шаг входит в общий план министерства по открытию новых археологических объектов для поощрения туризма — очевидно: подобные “открытия” вероятны и в дальнейшем.

В заключении я укажу, что гробницы в Qurnat Marey следует считать ещё тремя гробницами Долины знати, которую редко посещают, предпочитая осматривать гробницы Долины царей и реже — гробницы Долины цариц. (А гробницы Долины цариц вернее называть гробницами царских детей, хотя и там попадаются гробницы сановников, не имевших родства с правящей династией.)

В гробницах знати темы росписей другие и дают большее представление о повседневной жизни. В гробницах знати предпочтение отдавалось не описанию загробной жизни и подвигам фараона, а — изображению земной жизни простых людей, или тех, кого, впрочем, простыми людьми не назвать.

© Плакунов Ф. М., 2015 (текст исправлен и дополнен в 2023 году)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Написать письмо Фёдору...