Прогуливаясь от Колоссов Мемнона к развилке, откуда дороги ведут к Долине цариц и Мединет-Абу или Рамсессуму, Долине знати и храму Хатшепсут, путник обязательно задержит взгляд на горном склоне со “старыми” домами девятнадцатого или двадцатого века новой эры. Дома выглядят заброшенными.
“Знающие люди” рассказывают, что это брошенная деревня расхитителей гробниц. Интересовавшиеся уточняют, что это деревня потомственных расхитителей гробниц. С таким уточнением описание больше соответствует действительности, но всё же является преувеличением.
Если путник видел немного храмов и гробниц западного берега Луксора, то, скорее всего, желания отправиться в сторону деревни с заброшенными почти современными домами не возникнет. В результате, путешественник пройдёт мимо весьма интересных древних гробниц. Поэтому стоит рассказать, что там можно увидеть.
Я посетил эту деревню случайно. Задача была подняться на ближайшую гору, чтобы осмотреться сверху и сделать несколько фотографий. К слову, с вершины горы просматривается и древний посёлок строителей гробниц с его маленькими пирамидами, находящийся в горном массиве как раз за той горой, на вершину которой я залез.
Полюбовавшись видами, я стал спускаться вниз. А, раз уж крыши домов, или вернее — дыры в крышах, были прямо подо мной, я и решил пройти через заброшенный посёлок.
Повествуя об этих домах, рассказчики невольно рисуют в воображении слушателя картину: в один из дней двадцатых годов двадцатого века новой эры утром из этих домов выходят Говард Картер со своими компаньонами. Они направляются в Долину царей, искать гробницу Тутанхамона.
Эта фантазия не соответствует действительности. Дом, где жил и работал Говард Картер известен. Несколько лет назад египтяне приняли решение создать новый музей, посвящённый Картеру и его деятельности в Египте. Дом-музей находится не возле Колоссов Мемнона и ближайшей дорожной развилки, а севернее — возле дороги в Долину царей.
Отмечу, что журналисты, описывавшие раскопки Картера, как-то не писали о «посёлках расхитителей гробниц». Это касается и Генри Мортона, который в 1923 году приехал в Египет по заданию лондонской газеты, чтобы описать открытие погребальной камеры гробницы Тутанхамона.
У Мортона есть описание ситуации, когда, он вынужден был купить «руку мумии», чтобы от него отстали навязчивые туземцы. После покупки от него не отстали, а ещё дюжина туземцев принесли ему ещё дюжину рук. То есть о расхитителях гробниц он знал!
Вот только, все туземцы промышляли продажами древностей, если находился покупатель. И этак все посёлки Египта придётся назвать «деревнями расхитителей гробниц», причём – потомственных расхитителей!
Спускаясь с горы, возвышавшейся над горным посёлком, я был удивлён: помимо множества собак в посёлке обитали и люди. Приблизившись, я увидел, как туземцы вешают сушиться бельё.
Жители посёлка заметили меня — путника, спускавшегося с вершины горы, и, несмотря, вероятно, на некоторое удивление, приветливо замахали мне руками. Как я понял, в посёлке жителей немного — одна или две семьи — человек пять или, максимум, десять.
Не желая встретиться со стаей собак, я, ответно поприветствовав жителей горного посёлка, решил спуститься с горы чуть севернее и войти в посёлок не сверху, а сбоку, попутно заглядывая в пещеры. В большинство пещер можно было не заглядывать — смотреть там нечего! Об этих пещерах не скажешь даже, что, если там и были росписи, то они давно стёрлись.
Большинство пещер никак не охранялись, очевидно, использовались как хозяйственные помещения жильцов тут же построенных домов, и, если что-то там и было, за века всё ценное было вынуто, включая те самые руки мумий.
Вышесказанное касается пещер, лазы в которые не были засыпаны и над ними не строили дома. Возможно, жили прямо в них, но теперь такие пещеры пустуют, а некоторые превратились в мусорные свалки.
Трудно сказать, какое именно место имел в виду Страбон, написав: “Над мемнонием находится около 40 высеченных в скалистых пещерах царских гробниц, замечательно построенных и достойных обозрения”. Если он не аллегорично описал гробницы фараонов восемнадцатой и девятнадцатой династий, которые находится не совсем “над мемнонием”, то, должно быть, он описывал именно те пещеры-ходы, которые и видны, если смотреть на луксорские горы. Те самые, в некоторые из которых мне довелось заглянуть?! Правда, “царских” среди них нет! Кажется, Страбон всё же писал о каких-то других пещерах!
И уж точно он не имел в виду те пещеры-гробницы, которые скрыты от глаз, которые всё ещё необходимо найти, проходы в них освободить от песка и камня. Можно сказать: открыть их так же, как и Говард Картер открыл гробницу Тутанхамона!
Подобные открытия происходят! И, должно быть, на египетской земле они будут ещё долго происходить.
В ноябре 2015 года открылись для посещения три гробницы — в Qurnat Marey, обнаруженные под теми самыми домами, куда я забрёл совершенно случайно и тем самым наградил себя своим маленьким собственным открытием. (Иногда полезно лезть в гору безо всякой цели.)
То, что путешественник сможет осмотреть не подвальные замусоренные помещения, а именно древние гробницы, становится ясно ещё из надписей на табличках установленных рядом со входами: “Аменхотеп Хеви”, “Аменемонет”, “Аменемхеб”. Вероятно, и под прочими домами есть древние гробницы (во всяком случае, куда ни глянь, повсюду видны зарешёченные проходы).
Что же до самой деревни — Qurnat Marey, то, хоть иногда средь разрушенных домов и попадались выразительные виды, гулять там небезопасно и нецелесообразно! По крайней мере, пока там не открыты новые древние гробницы.
В горах Луксора есть очень глубокие гробницы сложной планировки. Три гробницы в посёлке Qurnat Marey неглубокие и небольшие. Но эти гробницы могут удивить и поразить.
Во-первых, впечатляет место их расположения, то о чём я уже говорил: проходы в гробницы находятся прямо под домами. Хотя, как видится, этому удивляться не нужно долгие века в этих горах столько хоронили, что удивлять должно отсутствие где-либо гробниц!
Во-вторых, так же, как были удивлены археологи, обнаружившие неразграбленную гробницу Тутанхамона, удивляться могут и открыватели гробниц с великолепно сохранившимися цветными настенными росписями и множеством древних предметов, которыми пополнили коллекцию Луксорского музея — в музее появились несколько новых витрин.
За себя скажу, что для меня, заглянувшего в заваленные мусором пещеры и полуразрушенные заброшенные дома, явно не имеющие отношения к древности, приятным сюрпризом стали несколько гробниц с великолепными росписями. Да ещё и там, где я их не ожидал увидеть.
Скучающие сторожа сидят в ближайшем к дороге доме. И хоть ясно, где находятся входы — по табличкам, без музейных работников не обойтись. Они должны открыть решётки, обеспечивающие сохранность вновь открытых гробниц.
Средь заброшенных домов в Qurnat Marey теперь можно осмотреть:
1. гробницу TT 40 Аменхотепа Хеви — “Царского сына Куша” или, вероятно, вице-царя в Куше, то есть начальника южных земель в правительстве Тутанхамона — то, что его повелителем был Тутанхамон можно определить по картушам. В его гробнице, в подтверждение того, что речь о южных странах нарисованы чернокожие нубийцы, приносящие дары.
На рисунках в гробнице изображены два помощника Царского сына Куша, из чего исследователи заключили, что Нубия — южные земли, была административно поделена на две части: Нижняя Нубия — “Вават” и Верхняя Нубия — собственно Куш. Аменхотеп Хеви имел множество титулов, соответствующих занимаемым им должностям, но здесь называю только показавшийся мне наиболее любопытным — “посланник фараона во всех странах”.
2. гробницу ТТ 277 — самую маленькую из трёх гробниц открытых в Qurnat Marey. Это гробница Аменемонета, Божественного отца (жреца культа Птаха), в храме Миллионов лет фараона Аменхотепа Третьего. Предполагается, что Аменемонет умер, когда Египтом правили фараоны девятнадцатой династии. Интересно, что датировку гробниц можно проводить и по работам художников: замечено, что пропорциям и деталям больше уделялось внимания, когда правили фараоны восемнадцатой династии, а после смены династий художники-современники девятнадцатой династии стали небрежными, и рядом могли быть изображены фигуры разного размера и с непропорциональными руками и ногами.
3. гробницу ТТ 278, которая принадлежит Аменемхебу. О нём известно немного. Судя по всему, он управлялся с рогатым скотом, принадлежавшим жречеству Амона-Ра. Предполагается, что служил он и умер, когда правили фараоны девятнадцатой или двадцатой династии. Несколько рисунков изображают Аменемхеба с его женой, у которой было имя Тэй, и она была певицей Амона.
Здесь помещены только несколько фотографий и даны только поверхностные сведения об этих трёх гробницах. Несомненно, и мне, и любому заинтересовавшемуся стоит собрать больше сведений об Аменхотепе Хеви, Аменемонете, Аменемхебе — этих трёх вестниках Древнего Египта.
Покинув гробницы, я вновь прошёлся по развалинам посёлка. Заглянул в пару домов. После осмотра древних гробниц эти развалины не впечатляли, и я отправился к Колоссам Мемнона.
Когда лазаешь по горам и заброшенным деревням, часто о находках нет никаких сведений — сторожа редко когда могут хоть что-то рассказать. Углубляться в историю приходится уже дома!
После возвращения я узнал, что гробница Аменхотепа Хеви была обнаружена ещё в 1828 году Джоном Гарднером Уилкинсоном. Гробница Аменемонета — в 1917 году, а гробница Аменемхеба — судя по всему, в 1927 году.
Сейчас допуск до гробниц был обеспечен, чтобы увеличить туристический поток, но, по словам министра древностей доктора Элдамати, этот шаг входит в общий план министерства по открытию новых археологических объектов для поощрения туризма — очевидно: подобные “открытия” вероятны и в дальнейшем.
В заключении я укажу, что гробницы в Qurnat Marey следует считать ещё тремя гробницами Долины знати, которую редко посещают, предпочитая осматривать гробницы Долины царей и реже — гробницы Долины цариц. (А гробницы Долины цариц вернее называть гробницами царских детей, хотя и там попадаются гробницы сановников, не имевших родства с правящей династией.)
В гробницах знати темы росписей другие и дают большее представление о повседневной жизни. В гробницах знати предпочтение отдавалось не описанию загробной жизни и подвигам фараона, а — изображению земной жизни простых людей, или тех, кого, впрочем, простыми людьми не назвать.
© Плакунов Ф. М., 2015 (текст исправлен и дополнен в 2023 году)