Мединет-Абу — храмовый комплекс из двух храмов: фараона двадцатой династии Рамсеса Третьего и царя восемнадцатой династии Тутмеса Третьего, а также часовен божьих жён Амона.
Необычен уже вход в комплекс. Вход — древнее военное укрепление. Должно быть, в пору Нового царства подобные форты и укрепления частенько дополняли стены, построенные вокруг всех храмов, а сейчас в Луксоре посмотреть на древнее укрепление можно только перед входом в Мединет-Абу.
Отойдя или отъехав от Колоссов Мемнона, путник выйдет на перекрёсток возле туристического центра (по продаже билетов). Оттуда прекрасно видны горы. Дома в горах, как кажется заброшенные, приковывают внимание. Принято говорить, что эти дома — археологический посёлок девятнадцатого века уже нашей эры.
Не менее часто говорят, что это деревня «расхитителей гробниц». В некотором роде размышление о расхитителях верное, но заслуживает внимание это поселение по другой причине — прямо под домами нашли древние гробницы — об этом я рассказывал в заметке о гробницах в Qurnat Marey. ⤤⤤⤤Qurnat Marey⤣⤣⤣
Незнающий путешественник предположит, что справа находится только туристический центр (по продаже билетов) и, купив билеты, он отправится влево по дороге к Рамсессуму, храму Хатшепсут и Долине Царей. Реже идут прямо к горам к гробницам Долины цариц или, совсем редко, в древний посёлок строителей гробниц.
На юг отправляются нечасто. Но, чтобы попасть в Мединет-Абу, необходимо проследовать именно на юг, мимо туристического центра. Преодолев два поворота, путешественник увидит древнее военное укрепление, стоящее рядом c малым храмом восемнадцатой династии.
И малый храм и военное укрепление производят впечатление. Но форт особенно приковывает внимание — сколько-то хочется его рассматривать! Миновав древнюю крепость и пройдя мимо малого храма — Тутмеса Третьего, приближаемся к первому пилону большого храма — фараона двадцатой династии Рамсеса Третьего.
Первый пилон большого храма расположен на некотором расстоянии от входа, и орнаменты можно рассмотреть издалека, а затем приблизившись — более детально.
Слева — Рамсес Третий в короне правителя Верхнего Египта побивает врагов перед богом Ра, справа — на Рамсесе Третьем корона правителя Нижнего Египта, перед ним Гор.
За первым пилоном двор храма Амона. По периметру двора — колонны с осирическими статуями Рамсеса Третьего. Слева — стена с проходами в царский дворец, который был построен южнее храма, слева также проход за пределы храма Амона, должно быть в ещё какие-то «нехрамовые» постройки.
Второй пилон также посвящён восхвалению военных доблестей фараона. Перед фараоном боги Амон и Мут. Второй двор окружён галереей. И вероятно из-за того, что орнаменты и рисунки находятся под крышей, то есть более защищены от внешнего воздействия, они сохранили цвет.
Только один второй двор стоит того, чтобы посетить Мединет-Абу — цветным орнаментам невозможно не поразиться. Позже побывав в гробницах знати, я смог убедиться, что предположение о защищённости орнаментов от внешнего разрушительного воздействия, возможно верно — в открытых помещениях орнаменты сохранились значительно хуже.
Основатель и первый руководитель Египетского музея в Каире Огюст Мариетт считал храм Рамсеса Третьего в Мединет Абу самым ценным. Он, конечно, имел в виду росписи.
Колонный зал, находившийся за вторым двором, разрушен — сейчас это руины под открытым небом. Но глядя на нижние части колонн, можно представить масштаб гипостильного зала, за которым находилось святилище.
Среди колонн скульптурные изображения Рамсеса с каким-либо богом. Но компанию богине Сехмет Рамсес всё же не составил — каменная лвиноголовая Сехмет ещё при входе возле крепости восседает одна.
Во дворе все краски выцвели. И, побродив средь выцветших камней, я снова возвращался к крытым помещениям, где росписи в цвете. Но Мариетт, восхищаясь Мединет-Абу, должно быть имел в виду не краски, а всё же смыслы!
И в этом контексте сбивает с толку противоречие: Уоллис Бадж, хоть он и высоко ценил эти древние постройки, утверждал, что список имён восьмидесяти шести пленников изображённых на рельефах первого пилона не представляет никакой исторической ценности, так как список составлен согласно перечню народов завоёванных Тутмесом Третим, Сети Первым и Рамсесом Вторым.
Мне же видится, что и подобное свидетельство — присвоения чужих побед, некоторую ценность всё же представляет, равно и — сведения о присваивании свершений и построек Хатшепсут Тутмесом Третим.
Кажется, знания о подтасовках антропологическими сведениями всё жеявляются: «обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… царственный вопрос только испортил их».
Судя по всему, и в царственных делах древние египтяне не отличались от современных правителей. А это всё же должно немного развеивать трепет перед древними египтянами — обыкновенные люди!
В христианский период во дворах храма Рамсеса Третьего была организована коптская церковь (вокруг располагалось коптское поселение). По какой-то причине в девятом веке новой эры поселение было заброшено.
Судя по тому, что на землях возле священного озера и самого древнего храма Мединет-Абу обнаружено имя Тутмеса Второго, именно он и начал строительство этого храма. Закончил его Тутмес Третий, и его именем этот малый храм Амона теперь и называют.
Достраивали древние постройки и несколько фараонов Нового царства и позднего периода. Что-либо строить там приказывали и римские императоры. На фрагментах стен находят имена: Тита, Адриана, Антонина.
Напротив храма Тутмеса Третьего, перед храмом Рамсеса Третьего стоят часовни восьмого и седьмого века до новой эры «божьих жён» Амона: Шепенупеты Первой — дочери фараона 23-й династии Осоркона Третьего, Аменирдисы Первой — дочери кушитского фараона 25-й династии Кашты, Шепенупеты Второй — дочери кушитского фараона 25-й династии Пианчи, Нитокрис Первой — дочери фараона 26-й династии Псамметиха Первого и Анхнеснеферибра — дочери фараона 26-й династии Псамметиха Второго.
С шестидесятых годов девятнадцатого века (новой эры), в пору возникновения «моды» на египтологию, возникает и интерес к храмовому комплексу. Храмы Мединет-Абу и прилегающие территории медленно расчищаются: были разобраны постройки коптского периода, но только в той мере, в которой это было необходимо для обеспечения доступа к древнеегипетским храмам.
В конце девятнадцатого века (новой эры) в Египетском музее в Каире работал французский египтолог Жорж Жюль Эмиль Даресси. Он бывал на раскопках в Долине царей, в Карнаке и в Абидосе. И именно он руководил раскопками в храмовом комплексе Мединет-Абу и расчищал там проходы. На картах той поры почти вся территория, прилегающая к храму, помечена: «кучи мусора».
Теперь мусора конечно нет. А на некогда расчищенных землях новые исследования и новые находки!
В Мединет-Абу древняя крепость! В Мединет-Абу великолепно, в цвете сохранились древние орнаменты! От галереи второго двора был под большим впечатлением Мариетт, а он повидал немало египетских древностей. Уолис Бадж, рассказывая о Мединет-Абу, пишет, что возможно этот заупокойный храм один из самых интересных, расположенных на берегах Нила.
© Плакунов Ф. М., 2015 (текст исправлен и дополнен в 2022 году)
Небольшое фото-дополнение 2017 года с видами Мединет-Абу:
Ролик из серии “Жизнь туриста в Луксоре”, посвящённый храмам Мединет-Абу:
А много ли туристов посещают сейчас Мединет-Абу?
Туристы-россияне — только одиночники, кто сам бродит по Луксору. Немцы или китайцы, например, изредка забредают. Но, поскольку Мединет-Абу несколько в стороне от “стандартного экскурсионного пути”, то, в общем-то, это непопулярная достопримечательность, и уж тем более храм Тота, что находится ещё дальше на юг. Основные экскурсионные места: Карнак, храм Хатшепсут, Долина царей и Колоссы Мемнона… так что мало туристов, что весьма неплохо))
С тех пор, как я отвечал на вопрос о том, часто ли посещают храмы Мединет-Абу, прошло около восьми лет! И кое-что изменилось — посещать стали чаще. Об этом несколько слов я сказал и в ролике, ссылку на который помещаю перед комментариями!